Музыкальная жизнь Твери и губернии

9 Г л а в а 1 ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI2XVII вв.) Думается, что вышеназванный тверской диакон был в то же время и профессиональным музыкантом9распевщиком – певчим дьяком (диаком), по терминологии того времени. Надо полагать, что распетые тверским дьяком евангельские стихиры относились к старшей (ранней) редакции Путевого распева. Более поздняя редакция евангельских стихир относится к Большому распеву и, как известно, принадлежит московскому распевщику Федору Крестьянину (Христианину), жившему во второй половине XVI в. Именно со слов Федора Крестьянина, а потом его учеников стал известен предшественник Федора, мудрый и благо9 говейный “диакон из Твери” – распевщик евангельских стихир. В таком случае, не является ли уважаемый и состоятельный тверской певчий дьяк Никита Шило автором одного из вариантов старшей редакции евангельских стихир Путевого распева? На службе у царя Ивана Грозного числился государев певчий дьяк Григорий Шилов. Он значился в штате 29й станицы 8 и 20 марта 1573 г. царь “пометил” ему оклады 9 . Если учесть, что к этому моменту Григорию было не менее 40 лет, получается, что он вполне мог родиться в семье тверского дьяка, будучи третьим ребенком в семье. Видимо, певческим навыкам Григория обу9 чил отец. Примем во внимание и то, что первые две станицы хора государевых певчих дьяков считались основными среди остальных и оплачивались самым высоким окладом. Следовательно, НикитаШило воспитал из своего сына пев9 чего профессионала высокого класса. В том же “Предисловии” указывается на пребывание Федора Крестьянина в Александровской слободе, куда с началом опричного режима переехал весь царский двор, включая и хор государевых певчих дьяков. По предположению Н.П. Парфентьева, в обязанности Федора Крестьянина входило обучение молодых дьяков царского хора. Возможно, именно здесь произошла встреча Федора Крестьянина с Григорием Шиловым, от ко9 торого Федор узнал о его отце – распевщике евангельских стихир Никите Шило. Писцовые книги XVI в. донесли до нас упоминание о певчих дьяках одного из монастырей Бежецкой земли: “ В Бежецком Верху в Городецком уезде Антоновский монастырь 10 общей […] А в монастыри игумен 8 Станица – подразделение внутри хора певчих дьяков. Положение, размеры жалования, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а также нередко и местом внутри станицы. В период правления Ивана IV хор государевых певчих дьяков состоял из пяти станиц: в 12й и 52й станицах было по пять чел., в остальных – по четыре. Всего же хор насчитывал 27 певчих. 9 Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты России XVI2XVII вв. – Челябинск, 1991. С. 426. 10 Речь идет о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, основанном в 1461г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1