Щедринский сборник. Выпуск 5

100 трудно назвать рецензией – это почти сплошная ругань, логика разви- тия мысли прослеживается с трудом. При этом Салтыков сам справед- ливо отмечает, что роман «Некуда» «не был серьезно разобран ни- кем из критиков»: «Отзывы эти были не более не менее как частные взрывы личного негодования, это была просто-напросто брань <….>, раздавалась одна литературная брань» [9, с. 335]. Впрочем, и сам он, как уже было отмечено, серьезного разбора не сделал. Текст Салтыкова был напечатан анонимно. Тем не менее, мало кто в те годы сомневался в авторстве этого текста, как, видимо, и сам Ле- сков, внимательно следивший за всем, что появлялось в «Отечествен- ных записках». О ссылках Лескова на статью Салтыкова сведений нет. В этот период Лесков особенно болезненно переживает все отзывы о себе. Однако, как справедливо пишет А. П. Ауэр, «…нигде Салтыков не назван Лесковым среди обидчиков. <…> Писатель отклонялся от открытой полемики с Салтыковым» [Ауэр, 1998, с. 123]. Но вместе с тем Лесков стремится к объективности: когда его взгляды совпадают со взглядами Салтыкова, он готов солидаризиро- ваться с писателем и даже поддерживать его. Так, в 1869 г. в «Рус- ских общественных заметках» Лесков поддерживает Салтыкова, который «ядовито и зло подтрунивал» [Лесков, 1869, с. 1] над засе- даниями сессии губернского земского собрания, свидетелем которых он был во время службы в Пензе и Туле. Лесков защищал Салтыко- ва и Гл. Успенского, выступивших против переоценки современной прессой новых судов, отметив, что «в журналистике возник неглас- ный запрет на какие бы то ни было критические замечания в адрес новых судов» [Лесков, 2004, 8, с. 139]. Лесков не писал о Салтыкове критических статей. Он вообще не отвечал статьями на критиков радикального лагеря, в том числе и на Салтыкова. Он коммуницирует с Салтыковым иначе: работает с его образами и выражениями в самой ткани своих художественных текстов. С этим мы встречаемся еще в «Некуда» (глава «Два внутрен- ние мира»), где Лесков пишет, что «…надворный советник Щедрин начал рассказывать такие вещи, что снова прошел слух, будто бы наро- дился антихрист и действует в советницком чине. По газетам и другим журналам закопошились обличители» [Лесков, 2004, 4, с. 163]. Однако порою осуждение образа жизни «новых людей», на сто- роне которых стоял и Салтыков, входило в ткань произведений Леско- ва, как, например, в романе «На ножах» (1870), где рассказывается о судьбе героини, увлекшейся фаланстерами, ребенок которой сразу был отдан в воспитательный дом: «Такие, дескать, у нас правила игры»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1