Щедринский сборник. Выпуск 5

102 сказал: ” Да разве мы не ценим Лескова? Мы ему только ходу не даем “» [Лесков, 1958, 10, с. 397]. Под «мы» имелся, конечно, в виду и при- сутствовавший здесь же Салтыков. И вместе с тем сближение Салтыкова и Лескова происходило. Со временем Салтыков все более совпадает в своих взглядах с Ле- сковым на литературу. В статье «Напрасные опасения» (1868) он пи- сал: «Новая русская литература не может существовать иначе как под условием уяснения <…> положительных типов русского челове- ка…» [9, с. 23]. Создание положительных героев было для него самой трудной и самой необходимой задачей литературы как «приуготов- ление элементов будущего» [Столярова, 1998, с. 97]. Лесков в своих рассказах о праведниках как раз «приуготовлял эти элементы». Это свидетельствовало о том, сколь важным писатель считал воссоздание черт красоты народа, его нравственности и подвижничества. «Искус- ство, – по его мнению, – должно и даже обязано сберечь сколь возмож- но все черты народной красоты» [Лесков, 1882, с. 2]. Салтыков, говоря о необходимости создания в литературе поло- жительных героев, отнюдь не вспоминал Лескова, который так много сделал в этом направлении. Сближение Лескова с Салтыковым про- исходило, но оно происходило не на личностном уровне, а на уровне идей, взглядов на те или иные вопросы литературы и русской жизни. «Были, знаете, слова, – говорил Салтыков Н. К. Михайловскому не- задолго до смерти, – ну, совесть, отечество, человечество, другие там еще… А теперь потрудитесь-ка их поискать!» [Михайловский, 1957, с. 313]. Свой литературный стиль писатель объяснял так: «Литера- тура, например, может быть названа солью русской жизни: что будет, если соль перестанет быть соленою?» [Арсеньев, 1900, с. 153]. Салты- ков вспоминает здесь слова из Евангелия от Марка (9: 50). И случается как по Пушкину: «Бывают странные сближенья». В 1891 г., уже после кончины Салтыкова, Лесков опубликовав в «Пе- тербургской газете» «литературную заметку» «Обуянная соль», по- ставил к ней эпиграф из Евангелия от Марка: «Соль – добрая вещь, но если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Образ об- уянной соли Лесков, как несколькими годами раньше Салтыков, свя- зывает с литературой. Отвечая на критику своего рассказа «Под Рож- дество обидели», Лесков пишет, что «если же литература отступит» от <…> высокого и верного направления <…> она будет то, что обу- янная соль, потерявшая свою соленость, которую остается выбросить вон» [Лесков, 1891, с. 2]. Салтыков умирает 28 апреля 1889 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1