Щедринский сборник. Выпуск 5

115 Keywords : Michael Saltykov, Praskovya Werefkina, a theater XIX century, Moscow opera stage, opera singer, correspondence. ■ Упоминания о П. Н. Веревкиной, племяннице М. Е. Салтыкова, можно найти в указателе к собранию его сочинений и в некоторых музыковедческих изданиях [Шишкова, 2002, с. 62; Пружанский, 1991, с. 98]. И хотя Веревкина не стала столь же известной, как ее дядя, ее личность и судьба достойны внимания исследователей – как литерату- роведов, занимающихся изучением биографии великого писателя, так и музыковедов, интересующихся жизнью артистов второй половины XIX в. Прасковья Николаевна Веревкина (1854–1892) – певица (меццо- сопрано и контральто), оперная и эстрадная артистка. О ее детстве и юности известно крайне мало. Она родилась в селе Страшевичи Старицкого уезда в семье тверского помещика майора Николая Алек- сандровича Зилова и сестры Салтыкова Любови Евграфовны. Девочка очень рано осталась сиротой: мать умерла вскоре после ее рождения, а отец, тяжело и долго болевший уже до появления младшей дочери, – в 1858 г. В семье росли еще четверо детей: Ольга, Александр, Петр и Надежда. Особенности отношений между братьями и сестрами не- известны, однако можно предположить, что близости между ними не существовало. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Сал- тыков в одном из писем к матери в 1873 г. упоминает о разладе в семье Зиловых, вызванномразделомнаследства: «Дело в том, что один из бра- тьев Зиловых, Петр, требует раздела. Всем известно, что покойный Ни- колай Александрович оставил какую-то бумагу, которою отказывался от своей части в имении сестры Любочки в пользу дочерей. Но бумаги этой нигде найти не могу, и Петр, пользуясь этим, требует, чтоб сестер выделили по закону. <…> Наденька в сентябре приехала <…>, и хотя она не жалуется на братьев, но, по-видимому, согласия между ними нет. Саша, впрочем, тут ни при чем, а орудует Петр» [18-2, с. 163]. Нет достоверной информации о детских годах Прасковьи Зиловой, в частности о том, где она воспитывалась и росла. Однако известно, что в 1873 г. она была выпущена из Московского сиротского институ- та, поступила в Петербургскую консерваторию и через пять лет полу- чила приглашение в Киевскую оперу, где пела вплоть до 1882 г. С того момента, как Веревкина оставляет Киевскую оперу, начи- нается история ее мытарств, бесконечных поисков работы, прошений о помощи с устройством, которые исходили как от самой Веревкиной, так и от ее дяди, который, вероятно, был единственным родствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1