Щедринский сборник. Выпуск 5

117 я ни пишу, ни прошу, точно об ничто <…> ведь не родственность здесь движет, а движет талант“» [Письма Веревкиной, л. 14]. В собрании сочинений Салтыкова опубликовано несколько его писем к В. П. Га- евскому, которого он в частности просил: «Пожалуйста, сделай это и ради нее и ради меня. Ужасно гадко будет, если ей опять придется переезжать из Киева в Одессу и т. д.» [19-2, с. 299]. Заслуживает вни- мания тот факт, что хлопоты Салтыков касательно театральных кон- трактов племянницы выпали на период его болезни: «Была несколько раз в Петербурге, дядя очень, все-таки, нехорош, хотя и пишет и луч- ше чувствует себя, чем прошлый год» [Письма Веревкиной, л. 2]. Уже после смерти дяди Веревкина самостоятельно продолжала переписку с Юрьевым, не оставляя попыток найти подходящее место. Столь сложное положение талантливой артистки, пользовавшейся покровительством известного родственника и его приятелей (а из пи- сем становится ясно, что приятели хлопотали именно по поручению Салтыкова, а не самой Веревкиной или ее мужа), объясняется тяжелой финансовой ситуацией в Дирекции театров. Вынужденные сократить зарплату труппе до 22 тысяч рублей [Светлов, 1921, с. 47–48], теа- тральные чиновники подходили к найму артистов с холодной рассу- дочностью и равнодушием, что отмечали поклонники театра. Поэтому, как говорила сама Веревкина, для нее было «лучше примазаться <1 сл. нрб.>, хотя за меньшую плату, неужели оставаться без дела» [Письма Веревкиной, л. 4]. Современники ценили талант Веревкиной, напри- мер, она писала о впечатлении управляющего московскими импера- торскими театрами А. А. Майкова: «…ему понравилась сила голоса, а главное весь ровный ничем непотраченный голос, и по обширности регистра, я смогла петь и контральтовые партии и мецо-сопрановые» [Письма Веревкиной, л. 8]. Однако были и недоброжелатели, всячески препятствовавшие ее появлению на столичных сценах. В одном из пи- сем Веревкина сообщала: «Я из Москвы получила письмо, где мне пи- шут, что <…> будто Майков прямо заявил, что он меня пригласит, но около него стоит человек имеющий на него влияние и чуть ли Майков не находится от него в зависимости <…> –Овсянников, который [1 сл. нрб.] знает как наговаривает против меня <…> Ведь это [1 сл. нрб.] растовчическая личность и человек ничего не смыслящий в искусстве, а все приняли на медный грош» [Письма Веревкиной, л. 10–11]. Надо отметить, что помимо карьерных волнений Веревкина испы- тывала также и личные: в недатированном письме к Юрьеву, которое можно отнести к последним двум-трем годам жизни артистки, она пи- сала о тяжелой болезни своей единственной дочери. Здоровье самой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1