Щедринский сборник. Выпуск 5

138 преследовании только своих интересов, равнодушии к общественным проблемам. Максимович же берется за решение одной из самых на- сущных проблем современности – неграмотности народа и на свои собственные деньги открывает школу для подготовки народных учи- телей. Писатель считает, что либералы презирают народные массы, а Максимович в Санкт-Петербурге водит своих воспитанниц – кре- стьянских девушек на концерты, лекции, в театры. Обобщая в образе города Глупова всю Россию, писатель полагал, что настоящих деятелей в ней нет: «Нельзя сказать себе: выйду к толпе и увлеку ее в ту или другую сторону. Толпа не вдруг и не всю открывает грудь свою <…> Надобны сверхъестественные силы, чтобы увлечь толпу сразу, а много ли найдется деятелей, обладающих этими силами? <…> Да, страшна жизнь, и не легко выносится бремя ее! Деятели, которые обладают до- статочными для того силами, называются героями, а звания этого, как известно, у нас в Глупове и по штату совсем не положено» [4, с. 254]. Но Максимович, наверное, и был таким героем. По Щедрину, «дей- ствительное геройство заключается <…> в упорном и непрерывном раздалбливании туго уступающей глуповской среды» [4, с. 255], и Максимович своей педагогической деятельностью, а также муже- ственным отстаиванием своего детища от нападок бюрократов, пы- тавшихся закрыть школу, только подтверждает мысль о наличии таких героев в городе Глупове. Позиция Салтыкова-Щедрина по отношению к либеральной ин- теллигенции неоднозначна: несмотря на беспощадную критику, он не отделял от нее и самого себя, считал и себя жителем города Глупова, более того, верил, что только интеллигенция способна изменить что- то в лучшую сторону. Такое неоднозначное отношение к русскому ли- берализму наиболее ярко выразилось в «Письмах к тетеньке», о чем писал С. А. Макашин: «Образ ” тетеньки“ (под ним и подразумевалась либеральная интеллигенция. – Т. И .) почти всюду ” звучит“ в ключе иронии (но не сарказма) <…> образ ” тетеньки“ не является всецело отрицательным, хотя Салтыков и судит ” тетеньку“ судом своей сати- ры, но он не выносит ей окончательного и беспощадного приговора, какой, например, он вынес в ” За рубежом“ французской реакционной буржуазии <…> она не безнадежна, и в ее недостатках писатель скло- нен винить прежде всего ее ” воспитание“ и те объективные условия русской жизни, ” которые благоприятствовали и благоприятствуют развитию… легкомысленной повадливости“» [14, с. 612–613]. И са- мое главное – Салтыков-Щедрин верил в силу русского либерального интеллигента, последнее письмо он заканчивает словами: «Я твердо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1