Щедринский сборник. Выпуск 5

167 Keywords : A. A. Gehrke, musical repertoire, M. E. Saltykov, Vaytka-circle, sisters Boltin, M. N Semenova, student of Gehrke, generalized image. ■ Имя Антона Августовича Герке (1812–1870) известно сейчас лишь узкому кругу специалистов. Вместе с тем музыкант вошел в историю русской музыки как крупнейший пианист своего времени и как выда- ющийся педагог, один из основателей петербургской пианистической школы. Герке родился 9 августа 1812 г. на Украине (Малые Пулины Во- лынской губернии) в семье известного скрипача и дирижера Августа Герке. Он получил блестящее музыкальное образование, его учителя- ми кроме отца были такие знаменитости, как Джон Фильд, Фридрих Калькбреннер, Игнац Мошелес, Фердинанд Рис (два последних – уче- ники Бетховена). С 1832 г. личная и творческая жизнь Герке была тесно связана с Петербургом, где он сразу выдвинулся в число первых пианистов и педагогов. В 1833 г. ему было присвоено звание «пианиста Его Ве- личества». Выступления молодого музыканта пользовались неизмен- ным успехом. Его игру называли «дивной», «высоким искусством», а самого пианиста – чародеем [Северная пчела, 1838, с. 155] Герке был большим поклонником композиторов-романтиков. Во многом благодаря ему русская аудитория открывала для себя произведения Шопена, Листа, Шумана. Успешная концертная деятельность артиста продолжалась до последних лет его жизни. Но начало 1840-х гг. можно считать пиком его артистической карьеры. Именно к этому времени относится и расцвет его деятельности как педагога. Герке называют «лучшим и солиднейшим фортепиан- ным учителем» [Ник. Ф., 1907, стб. 435]. Одновременно с обширной педагогической практикой Герке вел классы в Театральном училище и училище Правоведения. Его педагогический авторитет был настоль- ко велик, что в 1862 г. Рубинштейн пригласил его одним из первых преподавать в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую кон- серваторию. Герке-педагог воспитал огромное количество пианистов, по подсчетам современников – более 2000. Его учениками в разное время были В. В. Стасов, М. П. Мусоргский. Г. А. Ларош, П. И. Чайков- ский, Н. Н. Пургольд (жена Н. А. Римского-Корсакова). К концу 1840-х гг. Герке приобретает большуюизвестность. Уроков именитого педагога добиваются многие. Среди его учеников числятся представители первых аристократических домов столицы [Перепи- ска и бумаги о Герке, л. 3–4 об.]. Безусловно, имя Герке было хорошо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1