Щедринский сборник. Выпуск 5

168 знакомо Салтыкову и его петербургскому окружению. Важно и то, что сам писатель очень любил музыку, «выучился несколько играть на фортепиано» [Жуковская, с. 309], был «усердным посетителем» Большого и Михайловского театров, на сцене которых неоднократно выступал Герке. Музыкальные интересы писателя были разносторон- ни. И многое в творчестве Салтыкова свидетельствует о его широкой осведомленности в вопросах музыкального искусства [Борисов, 1988, с. 68]. Салтыков упоминает имя Герке в очерке «Приятное семейство» («Губернские очерки»), используя его в качестве содержательной детали при описании музыкального вечера. Марья Ивановна, ком- ментируя успех своей дочери Агриппины, говорит князю Чебылкину: «…если бы вы знали, mon cher prince, чего нам стоили все эти уроки: ведь Агриппина – ученица Герке» [2, с. 102]. Марья Ивановна не случайно выбирает князя Чебылкина своим конфидентом. На него, как бывшего столичного жителя, имя модного педагога должно было произвести должное впечатление. Вместе с тем реалии личной жизни Герке несколько расходятся со словами Марьи Ивановны. В биографии Герке нет сведений о его деятельности в про- винциальных городах. Многие уездные барышни специально приез- жали в столицу, чтобы взять хотя бы несколько уроков у прославлен- ного музыканта. Конечно, не исключено, что Агриппина с матерью ездили в Петербург, но в силу чрезмерной скаредности последней эти визиты кажутся маловероятными, к тому же в тексте «Губернских очерков» о них нет никаких упоминаний. Стоимость занятий Герке была на удивление небольшой. Музыкант, как отмечали знавшие его люди, «был чужд корысти, так как в то время, когда другие, подобные ему знаменитости, брали за уроки десятки рублей, Антон Августович довольствовался 5 рублями за урок, если выезжал, и 3 рублями у себя дома» [Антон Августович Герке, 1880, с. 803]. На упоминание име- ни Герке в рассказе Салтыкова вполне могли обратить внимание чи- татели, связанные с музыкальной средой Петербурга, как, возможно, Ц. А. Кюи, которому «Губернские очерки» «доставили самую боль- шую дозу удовольствия» [Кюи,1955, с. 43]. Очевидно, что Марья Ивановна, «самая неблагонамеренная дама в целом Крутогорске» [2, с. 91], называя дочь ученицей Герке, стремится дать ей «ту или дру- гую физиономию, по своему усмотрению» [2, с. 95]. Значится ученицей Герке не только было престижно, но и пред- полагало хорошее владение инструментом. А при наличии таланта его воспитанники достигали высокого пианистического уровня. Так,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1