Щедринский сборник. Выпуск 5

169 у Мусоргского, ученика Герке 1849–1854 гг., «техника <…> была за- мечательна, исполнение блестящее и эффектное» [Кюи, 1989, с. 93]. Описанная Салтыковым исполнительская манера Агриппинны достаточно эффектна. Она «отряхивает свои кудри и, приняв вид отчасти вдохновенный, отчасти полоумный, начинает разыгрывать какой-то ” Rêve“» [2, с. 101]. Что касается мастерства и дарования, то в тексте об этом нет прямых высказываний, а хвалебные воскли- цания «Прекрасно! превосходно! с каким чувством!» и «под конец пиесы» «гром аплодисманов» оказываются в немалой степени об- условлены присутствием своего entrepreneur de succès <устроитель успеха>, рыжего детины «с весьма развитыми мускулами» [2, с. 101]. Однако заслуживает внимания одна деталь, имплицитно имеющая отношение к Герке в контексте его репертуара и музыкальных инте- ресов вятского окружения Салтыкова. Это исполняемая Агриппиной пьеса – «какой-то ” Rêve“». Ее название (в переводе с французско- го – греза, сон, мечта) отсылает сразу к нескольким произведениям, которые могли быть известны русской публике в начале 1850-х гг. В первую очередь – к сочинению Ференца Листа «Грезы любви» (Liebesträume / Rêvesd'amour), состоящему из трех ноктюрнов и опу- бликованному в 1850 г. Знаменитый третий «Rêve» до сих пор остает- ся одним из самых популярных произведений фортепианной музыки. Герке общался с Листом лично и горячо откликался на его творчество и как пианист, и как педагог. Произведения композитора входили в программу его концертов, и некоторые из них звучали в Петербур- ге впервые. В 1866 г. большим музыкальным событием стала русская премьера фантазии «Пляска смерти» Листа, где партию фортепиано с блеском исполнил Герке. В отличие от других педагогов, при рабо- те с учениками Герке смело расширял музыкальный репертуар, вводя в него произведения Листа и других романтиков. В. В. Стасов, вспоми- ная своего учителя, писал: «Герке следил за всем новым в музыкальном деле, и я именно благодаря ему слышал и знал не только все новые фор- тепианные сочинения того времени, множество пьес и этюд Тальберга и Листа, но даже и Шопена, и Шумана» [Стасов, 1952, с. 375]. Как ученица Герке, Агриппина вполне могла исполнять третий «Rêve» Листа, тем более что к концу 1840-х гг. произведения композитора по- степенно начинают входить в русский быт и домашнее музицирование [Мильштейн, 1999. с. 429]. Название пьесы может отсылать и к французскому пианисту и ком- позитору Фридриху Калькбреннеру, учителю Герке. Его произведения часто исполнялись в Петербурге в 1830-е гг. В 1835 г. на сцене Ми-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1