Щедринский сборник. Выпуск 5

170 хайловского театра прозвучала его Большая фантазия для фортепиано с оркестром «Le Rêve» [Шумилин, 2014, с. 259]. Название «Le Rêve» или «La Rêverie» было характерно для про- изведений романтического жанра. Так, французскому композитору Фелисьену Сезару Давиду принадлежит пьеса «La Reverie» (1848). Произведения Давида были популярны в России. В Петербурге не- однократно исполнялась в концертах его ода-симфония «Пустыня» («Le Desert») [Северная пчела, 1846, № 53, с. 209; № 69, с. 274; 1848, №54, с. 214; Серов, 1892, с. 463]. 8 марта 1849 г. на сцене Большого те- атра транскрипцию этого произведения для 2-х фортепиано Л. Мейе- ра исполнил и Герке вместе со знаменитой пианисткой Софией Борер [Шумилин, 2012, с. 244]. А 7 декабря 1851 г. фортепианный вариант «Пустыни» Давида прозвучал в Вятке на благотворительном концер- те, о котором в восторженном тоне сообщили «Вятские губернские ведомости» [Вятские губернские ведомости, 1851, с. 409–410]. Ис- полнили произведение Давида юные сестры – Анна Болтина и Елиза- вета Болтина, будущая жена писателя, по воспоминаниям, «хорошая музыкантша» [Жуковская, 2001, с. 309]. Также «девицы Болтины» порадовали публику «прекрасною игрою» попурри из опер Обера и Доницетти, прозвучавших, вероятно, в транскрипции Черни и Таль- берга. Распорядителем концерта был отец сестер вице-губернатор Апол- лон Петрович Болтин, большой любитель музыки. В списке учени- ков, написанном рукою Герке, присутствует фамилия Болдин. Мож- но предположить, что это вариант фамилии Болтин, так как фамилия Мусоргского здесь явно записана со слуха: Муссорский 1 [Переписка и бумаги о Герке, л. 4]. В целом этот перечень учеников составлен не- брежно, инициалы не указаны. А. П. Болтин начинал свою карьеру в Петербурге и в 1833–1848 гг., до своего назначения председателем губернского правления в Томск, служил в Министерстве внутренних дел [Месяцеслов…, с. 414; Адрес-календарь…, с. 193]. Его дочери- близнецы, которым в августе 1851 г. исполнилось 13 лет, вполне могли брать уроки у Герке, на что косвенно указывают также произведения, исполненные ими на концерте и требующие от музыканта основатель- ной подготовки. 1 Герке записал фонетический вариант фамилии с удвоенным «с» – соответствен- но французскому произношению. В то время фамилия композитора писалась без буквы «г». И только в начале 1860-х гг. Модест Петрович начал писать свою фамилию по-другому. См.: [Мусоргский, 1932, с. 26, 75].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1