Щедринский сборник. Выпуск 5

25 стал неоднократно упоминаемый им свод «Русские пословицы и по- говорки» (6, с. 252; 5, с. 387, 391 и др.; см.: Соколов ; Шестопалова 2010). Из этого свода C . выписал 47 пословиц по алфавиту (2 незна- чительно изменил и сократил) и 2 дописал вне алфавитного порядка (взяты из: Буслаев 1854 , с. 161; еще 2 пословицы выписаны из допол- ненияИ. М. Снегирева к своду Буслаева: Буслаев 1854, с. 185). Многие из этих пословиц С . использовал в своих художественных и публици- стических текстах: «Утро у Хрептюгина» (3, с. 59, 63), «Святочный рассказ» (3, с. 152), «Недоконченные беседы» (15-2, с. 241), в от- рывке о Живновском из «Книги об умирающих» процитировано 5 пословиц из списка (4, с. 182–184), в речи персонажей «Поше- хонской старины» (17, с. 137, 259, 350, 352). Перефразированную пословицу из свода Б. – «Мала рыбка, а лучше большого таракана» (1885, вперв. опубл.: 1906) – С . использовал как цензурный вариант названия сказки «Вяленая вобла». Как автор обширного свода по- словиц Б. упоминается и в рецензии С . на брошюру П. И. Мельнико- ва-Печерского «О русской правде и польской кривде…» (5, с. 387), где С . и сам применяет одну из этих пословиц (5, с. 389). Аналогичная апелляция к Б. как знатоку народной речи присутствует в рецензии С . на «Сказание о том, что есть и что была Россия…» В. Львова, где он осуждает автора за то, что тот приводит текст пословиц не по вариан- там, опубликованным Б. и др.: «Он даже не дает себе труда редакти- ровать прибаутки и пословицы, которыми преисполненна его книга, согласно с редакцией Буслаева, Снегирева и Даля, а передает их в том самом виде, в каком они перешли к нему от какой-нибудь старухи-ня- нюшки» (5, с. 393). Это замечание свидетельствует о том, что для С . существовали «эталонные» фольклорные тексты, предпочтительные для использования. В рецензии на «Сказание…инокаПарфения» С . ссылается на дру- гую работу Б. – «Повесть о Горе и Злочастии…» (отклик на публика- цию повести А. Н. Пыпиным и Н. И. Костомаровым в Совр. в 1856), отзываясь о ней как о «любопытных разысканиях» (5, с. 46); сам С . разрабатывал тему Горя-Злосчастия в рассказе «Развеселое житье» (1859; см.: Павлова , с. 20). Наконец, в «Дневнике провинциала в Петербурге» С ., высту- пая против фантастических построений В. В. Стасова (выведен в об- разе «пенкоснимателя» Неуважай-Корыто) по истории фольклора в «Происхождении русских былин» (1868), делает сочувственный намек на выступления Б. и других московских ученых против теорий Стасова (10, с. 408/ 761 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1