Щедринский сборник. Выпуск 5

28 С . упоминает имя В. в рецензии на пьесу актера Малого театра И. В. Самарина «Перемелется – мука будет» (1868). При разборе «пьески г. Самарина» С . коснулся актуальной для Александринско- го театра проблемы смены поколений и пополнения труппы свежими силами: «Персонал петербургской русской сцены возобновляется до крайности туго. Вот уже много лет, как не появляется ни одного сколь- ко-нибудь замечательного дарования» (9, с. 289). Драматическому театру С . противопоставил балет, где «каждый год непременно при- носит что-нибудь новое: то г-жу Канцыреву, то г-жу Вергину, то г-жу Вазем» (9, с. 291). С. называет молодых танцовщиц, учениц Э. Гюге, которые в нач. 1870-х потеснили с петербургской сцены европейских знаменитостей. При всем своем отрицательном отношении к балету 1860-х С. отдает должное уровню профессиональной подготовки тан- цоров. По воспоминаниям Т. Готье, «консерватория танцев (театраль- ное училище. – Н. Н .) выпускает замечательных солисток и создала кордебалет, не имеющий равного по ансамблю, точности и быстроте эволюций» (цит. по: Борисоглебский , с. 259). Как писала сама В., «пе- тербургский балет в описываемую эпоху стоял на огромной высоте» ( Вазем , с. 74). К моменту написания статьи В. танцевала свой второй сезон и исполнила главные партии в дебютном для себя балете «Наяда и рыбак» Перро и балетах Сен-Леона «Сирота Теолинда, или Дух до- лины», «Золотая рыбка», «Конек-горбунок». В отзывах о начинаю- щей балерине отмечали ее безупречную технику, редкую отчетливость в танцах и высказывали уверенность, что она займет первое место в петербургском балете (Голос, 1867, № 252, 12 сент., с. 3; Плещеев А . Наш балет. 1673–1899. СПб., 1899, с. 191–192). Спектакли с участием В. были хорошо известны С . Содержательная сторона балетов «На- яда и рыбак», «Золотая рыбка» стали предметом острой критики в не пропущенной цензурой статье С. «Наяда и рыбак» (1864; в совр. изд.: «Петербургские театры») и в статье «Проект современного ба- лета» (1868). Балеты Перро и Сен-Леона он называл «беспардонной гилью» (5, с. 201), «организованной галиматьей» (7, с. 119), «про- тиворечащей всякому смыслу» (6, с. 399). Сама балерина также была невысокого мнения о балете «Золотая рыбка», который ей «никогда не нравился. Да и публика как будто его не очень любила, и в дни его представлений театр пустовал» ( Вазем , с. 154). Фабулу балета «Ко- нек-горбунок» она считала псевдорусской, а партию балерины назы- вала «смесью французского с нижегородским» ( Вазем , с. 155). После 1868 С. уже специально не обращался к теме балета. Но именно с к. 1860-х в жизни русского балетного искусства, как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1