Щедринский сборник. Выпуск 5

320 лагать, что художнической и общественно-политической деятельности Салтыкова-Щедрина должно уделяться особое внимание в тверских школах, однако это не совсем так. Если ранее в региональный компонент учебного плана входил курс литературного краеведения (11 часов в VIII классе), то с 2010 г. план изменен таким образом, что литературе в нем больше нет места. И это притом, что на тверской земле бывали выдающиеся писатели, в том чис- ле и Салыков, принесшие славу русской литературе. В используемом на занятиях по историческому краеведению учебном пособии лично- сти и деятельности Салтыкова-Щедрина отведено 30 неполных строк [История Тверского края, 1996, с. 158–159]. Полагаю необходимым вернуть в региональный компонент литературное краеведение, в препо- давании которого отличным подспорьем станут книги «Русские писа- тели и Тверской край» (2009) и «Литературное краеведение XX века» (2008) – учебные пособия, рассчитанные на широкий круг читателей. Большинство школ Тверского региона, в том числе и та, в которой я работаю, пользуется программой под редакцией В. Я. Коровиной [Программы, 2007]. Эта программа полностью соответствует феде- ральному компоненту Государственного образовательного стандарта, Федеральному базисному учебному плану и обеспечена учебниками и учебными пособиями. В соответствии с программой Коровиной учащиеся трижды обра- щаются к творчеству Салтыкова-Щедрина: на двух уроках в VII, двух – в VIII и на трех уроках – в X классе. Таким образом, об изучении творче- ства Салтыкова-Щедрина в школе говорить не приходится, это, скорее, знакомство с личностью и отдельными произведениями великого писа- теля. Конечно, составляющий свою рабочую программу учитель может варьировать до 20% ее содержания, но реализовать это право практиче- ски невозможно, так как преподаванию литературы в учебном плане ОУ отводится весьма скромное место: в VII и VIII классах – по 68 часов (т. е. 2 часа в неделю), в X классе – 102 часа (т. е. 3 часа в неделю). В программе VII класса раздел «Смех сквозь слезы, или Уроки Ще- дрина» предусматривает краткий рассказ о писателе, анализ проблема- тики и художественного своеобразия «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткий комментарий учащимися сказки «Дикий помещик», а также углубление имеющихся представлений о юморе и почему-то о сатире, формирование начальных представ- лений о гротеске и повторение гиперболы [Программы, 2007, с. 32]. Разнообразные вопросы и задания, справочный аппарат учебника на- правлены на решение этой задачи. Однако трудности, с которыми стал-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1