Щедринский сборник. Выпуск 5

321 кивается учитель, состоят в следующем: 1. Сложно уложить в 2 урока весьма непростой и объемный литературный и теоретико-литератур- ный материал, ведь попутно придется вспомнить робинзонаду Д. Дефо и В. Астафьева, особенности народной и авторской сказки. 2. Если с юмористическими произведениями семиклассники уже встречались («Хирургия», «Толстый и тонкий» А.П. Чехова, «Игорь-Робин- зон» и «Кавказский пленник» С. Черного, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера), то сатирические произведения они читают впервые. 3. Чтобы в полной мере понять, что именно осмеивает Ще- дрин в крепостном праве и как он это делает, необходимо обратиться к нравственным аспектам этого социального явления, изображенным в романе А. С. Пушкина «Дубровский», рассказах И. С. Тургенева «Бежин луг», «Бирюк», «Муму», стихотворениях Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», «На Волге» и др., что требует значительного обобщения. Кроме того, учителю литературы придется коснуться эко- номических и политических аспектов крепостничества, так как на уро- ках истории соответствующая тема изучается значительно позже. В учебнике литературы VII класса раздел о Щедрине заканчивается статьей «Нужен ли нам Щедрин сегодня?» [Литература. 7 класс, 2012, с. 275], в которойего ставят вряд сДж. Свифтом, Ч. Диккенсом,Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольером, Д.И. Фонвизиным, А.С. Грибоедовым и др. Благое на- мерение выявить самобытность русского сатирика в VII классе остается неосуществимым, так как с творчеством вышеперечисленных писателей ученики просто не знакомы. Вряд ли эта статья заинтересует учащихся. Может быть, лучше вести разговор о месте Щедрина в русской и миро- вой литературе вXклассе?Но вопрос 2 на с. 276 учебника задевает ребят за живое: «Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? <…> В чем заключается общественная роль писателя-сатирика?» Вот, например, отрывок из ответа ученика: «Создавая свои произведения во второй по- ловине XIX века, Салтыков-Щедрин как будто заглядывает в нашXXI век и обращается к нам со своими раздумьями и предостережениями. Ука- зывая нам на пороки сегодняшней жизни, писатель призывает бороться с ними. Ради этого и пишутся сатирические произведения». Хуже всего, на мой взгляд, творчество писателя представлено в VIII классе. В соответствии с программой предполагается знакомство в форме краткого рассказа сЩедриным как писателем, редактором и из- дателем. Но вот незадача: во вступительной статье учебника [Коровина, 2010, с. 3–5] об этомнет ни слова. Учащиеся должнына примере отрывка о головотяпах из «Истории одного города» понять, что представляют собой «художественно-политическая сатира на современные писате-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1