Щедринский сборник. Выпуск 5

323 анализируют проблематику и поэтику сказок по выбору 1 , а на следую- щих двух уроках внеклассного чтения рассматривают обзорно «Исто- рию одного города» как «ключевое художественное произведение пи- сателя». Предполагается знакомство учащихся с замыслом и историей создания, жанрово-композиционными особенностями произведения, образами градоначальников. В программе изображенное в романе дол- готерпение народа названо «национальной отрицательной чертой», а неоднозначное отношение автора к многострадальному народу в сказ- ках интерпретировано исключительно как «желчная насмешка» [Про- граммы, 2007, с. 62]. Мне кажется, что такие формулировки нуждаются в уточнении. Далее автор программы рассчитывает, что, обсуждая про- изведения сатирика, ученики разовьют такие теоретические понятия, как фантастика, гротеск, эзопов язык, научатся воспринимать сатиру как «выражение общественной позиции писателя», получат начальные представления о жанре памфлета. Одним словом, планов – громадье. Как их можно реализовать? Во-первых, чтобы справиться с объемным материалом за ограниченное время, учитель обычно перераспределяет часы таким образом, чтобы выкроить на Щедрина хотя бы 4 урока. Во-вторых, преподаватель может смело отсылать ребят к учебнику: в нем с достаточной полнотой дан обзор жизни и творчества писателя, включающий глубокий анализ «Истории одного города» (в том числе и тех глав о глуповцах, которые отнесены в VIII класс, правда, без разъ- яснения исторических концепций), а также содержательный коммен- тарий сказок «Медведь на воеводстве», «Дурак», «Рождественская сказка» и «Коняга»; отмечена идейная связь писателя с Н. А. Некра- совым, Ф.М. Достоевским, Н. С. Лесковым. Вопросы к разделу, напи- санному Е. Н. Чернышевой [Литература. 10 класс, 2011, с. 274–294], направлены как на воспроизведение учебного материала, так и на са- мостоятельную работу с художественным текстом. Рекомендованы темы сочинений, хотя эта форма работы тематическим планировани- ем не предусмотрена. Ценно еще то, что предложенная тематика рефе- ратов и исследовательских работ сопровождена списком литературы, который будет полезен школьникам и для подготовки к урокам. В-третьих, в активного участника уроков ученика помогают пре- вратить следующие методические приемы: 1) самостоятельное со- ставление хронологической таблицы жизни и творчества писателя по лекции учителя или по учебнику; 2) включение в лекцию учителя 1 Для самостоятельного чтения рекомендованы сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», а также роман «Господа Головлевы».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1