Щедринский сборник. Выпуск 5

325 истории заявит о себе поколение людей, выросших с совестью, спо- собных изменить к лучшему российскую действительность». К сожалению, история как учебный предмет (в нашей школе он ве- дется по УМК А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной) не поддерживает ли- тературу ни в VII, ни в VIII, ни в X классе: историю России XIX века проходят в VIII классе, а в X классе XIX век повторяют в конце апреля – начале мая, в то время как уроки по творчеству Щедрина проводятся в III четверти. «В осуждении зла всегда кроется любовь к добру». Именно этими словамиФ.М. Достоевского должен, по моему глубокому убеждению, ру- ководствоваться учитель, знакомя ребят с творчеством Салтыкова-Ще- дрина, чья писательская деятельность явилась показателем нравствен- ного здоровья и неистощимых творческих сил русского народа. Нелегко бывает провести интересные уроки по произведениям сатирика. Нехват- ка исторических знаний, непривычная дляюного читателя, воспитанного на правдоподобии произведений классического реализма, условная, ис- полненная горького сарказма, гротескная форма повествования, эзопова речь, множество идиоматических выражений, изобилие так называемых «реалий»– все это требует скрупулезной словарной работы, подробных разъяснений и комментариев. Инертность восприятия можно перело- мить, если вызвать у школьников интерес к произведениям Салтыкова- Щедрина, сделав упор на острую актуальность его книг сегодня. Инструментом учителя должен стать деятельностный подход в преподавании, отражающий стратегию современной образователь- ной политики. Самостоятельный поиск, отбор, анализ, использование информации способствуют развитию мышления, творчества, иници- ативности учащихся, упрочивают их знания. Добытые собственным трудом знания кроме предметных дадут еще межпредметные и ин- тегрированные результаты. Следует смелее прибегать к нетрадици- онным формам уроков, внеклассных занятий, не бояться отступить от привычных заданий, вопросов учебника, не отворачиваться от па- раллелей с сегодняшним днем. Что я могла бы посоветовать из личного опыта преподавания? Семи- классникам понравится викторина, составление и разгадывание кросс- ворда, инсценирование. На уроке ребята живо откликаются на вопросы эвристической беседы (Что подразумевает сатирик под щучьим веле- нием? Почему Щедрин не дает имен героям «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? и т. п.), их увлекает наблюдение над художественной деталью (Почему писатель последовательно отказался от кончика уха, пальца, откушенных в пылу драки одним из генералов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1