Щедринский сборник. Выпуск 5

326 и остановился на ордене?). Оживляет урок 15-минутная групповая ра- бота по сопоставлениющедринских сказок с произведениями других ав- торов. Групповая форма работы содействует к тому же совершенствова- ниюрегулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Она позволяет вовлечь и слабых, и сильных учеников в творческую и исследовательскую деятельность, дает возможность по- чувствовать личную ответственность за коллективный результат. Так, можно, например, дать задание подобрать басни И. А. Крылова, в кото- рых выражены близкие к щедринским мысли, определить, что объеди- няет «Дикого помещика» с «Размышлениями у парадного подъезда», а «Повесть о том…» с «Железной дорогой» Некрасова. Для сочине- ния я предлагаю тему «Письмо литературному герою», чтобы ребята сами выбрали, кому и о чем они хотели бы написать. Если бы в VIII классе мы читали щедринские сказки про рыб, можно былобыпровести«суд»над героем(пискарем, вяленойвоблой, карасем- идеалистом или щукой). В ходе такой игры ребята делятся на обвините- лей, адвокатов, присяжных, свидетелей, зрителей, выступают в прениях. На заключительном этапе после вынесения «приговора» обязательно должен прозвучать обращенный к ученикам вопрос: «Как бы вы хотели прожить свою жизнь?» В дидактической игре формируются нравствен- ные убеждения и гражданская позиция школьников, развиваются их ана- литические способности и устная речь, закладывается коммуникативная культура, прививается интерес к предмету. Эту игру уместнее проводить во внеурочное время, а на уроке вполне можно было бы порассуждать, что случилось, если бы…пискарь не послушался совета своего отца, пи- скарьженился, у пискаря родились дети, щука не была хищницей, у воблы осталось немного совести, у карася была толика здравомыслия. А сочинение я предложила бы написать в форме письма сатири- ку («Уважаемый Михаил Евграфович, я понял(а), что вы хотели ска- зать…») вместо тех, что обычно предлагают: «Пародия как худо- жественный прием в ” Истории одного города“», « ” История одного города“ как социально-политическая сатира», «Сатирическая хрони- ка русской жизни» (по ” Истории одного города“)», анализ эпизода. Во-первых, эти темы после двух уроков поЩедрину и перед контроль- ной работой по творчеству трех писателей восьмиклассникам само- стоятельно написать не по силам, а во-вторых, они есть в Интернете, а значит, будут скопированы большинством. В X классе ученики уже имеют разнообразный читательский опыт. Обычно они с большим желанием откликаются на различного рода конкурсы. Значит, можно провести конкурсы фанфиков («Продолже-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1