Щедринский сборник. Выпуск 5

327 ние истории города Глупова»), литературоведов («Версии прочтения финала ” Истории одного города“»), художников («Топография горо- да Глупова»), трейлеров. Ребятам нравится ролевые игры. Можно организовать «пресс- конференцию». Ее давали бы глуповские градоначальники, отвечая на вопросы многочисленных журналистов из самых разных СМИ, и со- временных, и позапрошлого века, и отечественных, и зарубежных. Еще один вариант ролевой игры – «Выборы градоначальника». В ее ходе следует придерживаться определенного сценария: представление (реклама) кандидатов на должность, выступление кандидатов с пред- выборной программой, выступление групп поддержки, дебаты, интер- вью представителей народа, конкурс для кандидатов и зрителей на зна- ние истории города Глупова. Ролевая игра является современной и продуктивной формой усво- ения и применения на практике новых знаний. Во время подготовки и участия в ролевых играх ученикам приходится совмещать актерские способности с аналитическими и литературоведческими: персонажи должны иметь узнаваемую внешность, индивидуализированную речь, отличительные манеры, точно демонстрировать свое отношение к окру- жающим, отлично владеть фактическим (литературным и историче- ским) материалом. Способствуя усвоению знаний, дидактическая игра позволяет приблизить книгу Салтыкова-Щедрина к современности. Состязательность привлекает учащихся и к дискуссионной форме проведения занятий (дебаты), тем более что ученики нашейшколы актив- но осваивают эту форму на уроках немецкого языка. Отправной точкой литературной дискуссии могут стать контрастирующие друг с другом высказывания Тургенева и А.С. Суворина об «Истории одного города». Десятиклассники могут принять участие в городском конкурсе рефератов и научно-исследовательских работ (темы и литература по творчеству Салтыкова-Щедрина рекомендованы в учебнике X клас- са на с. 293–294). Интегрированное (историко-литературное) занятие уместно было бы при рассмотрении персоналий «Истории одного города». В его проведении следует избегать «перетягивания каната», что быва- ет проблематично. Поэтому мне больше импонирует подготовка под руководством учителей литературы и истории и проведение очно-за- очной экскурсии. В нашей школе она востребована, поскольку есть выход на благодарную аудиторию слушателей – гостей страны, часто приезжающих к нам по обмену. Закончить такую экскурсию лучше всего в музее Салтыкова-Щедрина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1