Щедринский сборник. Выпуск 5

339 лизм, отсутствие элементарной журналистской культуры заставляет вспомнить лермонтовские строки: «С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?» О таких журналистах Тряпичкиных давным- давно написал Салтыков, но сами они об этом даже не подозревают. Апогеем медийного опошления писателя стало телевизионное ноу-хау – так называемое «Салтыков-Щедрин шоу». Не останавлива- ясь подробно на этом воплощении тенденций современной журнали- стики, процитирую газетный отклик, оценивавший передачу: «Объ- екты сатиры – ямы на дорогах, свалки возле детской площадки <…> туалеты с прозрачными дверками, другие нелепости из сферы ЖКХ и разнообразные несуразности, сказанные провинциальными чинов- никами. <…> Участники бичуют отдельные недостатки на местах. Из- голяются помаленьку» [Кондрашов, 2016] 1 . Но эта поверхностная критика не отражает сути проблемы. Маркируя свою программу име- нем Салтыкова, ее создатели не просто «изголяются помаленьку», но паразитируют на имени писателя. Известно, что, написав «Губернские очерки», Салтыков нечаян- но оказался главой так называемого «обличительного направления» в литературе. Правда, такой чуткий читатель, как Н. Г. Чернышевский, назвавший Салтыкова «писателем, по преимуществу [скорбным] и негодующим» [Чернышевский, 2013, с. 174], сумел увидеть то, что оказалось до времени скрыто от глаз других современников. Сам Сал- тыков скептически относился к «обличительному направлению», превратившемуся в дежурное порицание социально-бытовых частно- стей, он понимал тщетность литературных обличений, направленных не против системы, но против отдельных ее проявлений, против «фак- тов, изолированных от жизненной обстановки» [13, с. 528]. В про- изведениях начала 1860-х гг. Салтыков писал о бесперспективности и даже пагубности обличений во имя обличений, предпринимаемых без ясно осознанной и значимой цели. Этому посвящен очерк «Ли- тераторы-обыватели» (1861), где, обращаясь к обличителю Корытни- кову, автор призывает: «…бросьте под стол перо ваше или обуздайте вашу мысль!» [3, с. 451]. В очерке «Скрежет зубовный» бесполез- ность мелочного обличительства ернически подчеркнута словами от- купщика – «его сивушества князя Полугарова»: он благодарит писа- телей, «которые выводят на свежую воду нашего брата откупщика!» [3, с. 370]. Салтыков воспринимал обличительство как пустое следова- ние моде, иронически называя его «петь взволнованность своих соб- 1 См. также: [Сабурова, 2016].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1