Щедринский сборник. Выпуск 5

340 ственных чувств» [3, с. 456]. Современные «знатоки» писателя, как видим, усиленно тянут его в ту сторону, куда сам он и не помышлял ходить, тем самым дискредитируя его творчество, утверждая в созна- нии доверчивой телеаудитории образ остряка-весельчака, способного только на мелкое критиканство. На фоне этой профессионально провальной медийной картины отрадно выглядят интерпретации текстов Салтыкова другими вида- ми искусства. За последнее время к произведениям писателя дважды обратился театр: в 2010 г. в «Театре содружества актеров Таганки» вышел спектакль «Арена жизни» по произведениям Салтыкова (по- становка Н. Губенко), в 2015 г. «Мастерская Петра Фоменко» по- ставила спектакль «Современная идиллия» (режиссер Е. Каменько- вич). В своем интервью Губенко высказал очевидную для почитателей Салтыкова мысль: «Щедрин писал полтора столетия назад, но <…> как будто о нашем недавнем прошлом и о нынешнем дне. Я все вре- мя поражаюсь, насколько похоже. Вот это и есть классика! Так что мы делали спектакль о нашей действительности, о печальной современ- ности, опираясь на гениальную мысль и гениальное слово великого русского писателя» [Кожемяко, 2010]. Близкое этому суждение на- ходим и в одной из рецензий на спектакль «Современная идиллия»: «…постановка любого, в общем-то, произведения Салтыкова-Ще- дрина, полузабытого мудрого, зоркого очевидца-летописца и гениаль- ного провидца, вопреки моде и порабощению театра-шоу не может не стать событием. И даже в известной мере – вызовом усредненным стандартам, ориентированным на ” чего изволите?“» [Мурзина, 2015]. Высказывания создателей спектаклей и рецензии театральных кри- тиков позволяют говорить о том, что театр стремится передать суть произведений Салтыкова, тем самым открывая его для современных зрителей и читателей. Сценические постановки снимают шелуху деся- тилетиями навязываемого стереотипа и формируют новую оптику. Аналогичный эффект имеют интерпретации живописные и графи- ческие. Замечательный пример – недавняя выставка «Салтыкиада» в Вятском художественном музее, на которой были представлены жи- вописные, графические и скульптурные произведения вятского худож- ника М. В. Наумова. Ядром выставки стали иллюстрации к «Истории одного города», в том числе и оригинальный цикл гравюр «Беседы с градоначальниками» [Салтыкиада, 2016]. Роман, неоднократно ил- люстрированный другими художниками, Наумов увидел сквозь при- зму портретных черт современников Салтыкова – исторических лиц, которые в той или иной мере могли послужить прототипами его пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1