Щедринский сборник. Выпуск 5

38 кушей устраивает предприятия, громадность которых заставляет кружиться голову». Он «не может двух слов сказать связно, не мо- жет одной строки написать, чтоб в ней не было двух бессмыслиц», он в школе «фразу ” Осел и соловей“ спрягал как глагол», и «все его развитие заключается в том, что он несколько раз внимательно про- смотрел на Михайловском театре пьесу ” Tricoche et Cacolet“» (11, с. 630). В интерпретации С . пьеса Г. и Мельяка оказывается моделью жизни современных дельцов-проходимцев. М. В. Строганов ■ Ганд ˊ он (Gandon) Бланш, в замуж. Beer (1847–1890), французская артистка эстрады и оперетты. Во Франции ее называли «хорошень- кой молодой девушкой с пикантными приема- ми», но отмечали «эксцентричные туалеты», «невозможный и неловкий шиньон» (Le Foyer: industrie, littérature, theater, 1867, 4mai, p. 6); при- знавали ее «очаровательной и завлекательной», но только «местной знаменитостью» (Paulus. Trente ans de café-concert: souvenirs. Paris, [1908], p. 85). В конце 1860-х – 1870-е Г. выступала в Петербурге, в том числе исполняла роль Ореста в «Прекрасной Елене»Ж. Оффенбаха. 4 апре- ля 1871 в петербургском театре Буфф «г-жа Бланш Г. изображала зиму 1871 г.» в представлении «Les Cascades du Théâtre Bouff»: «На ней была легкая, коротенькая женская шубейка, накинутая на тело, плотно обтянутое в трико, с пояса – телесного цвета <…> г-жа Г. в этом костю- ме танцует кан-кан» (цит. по: Дневник Алексея Сергеевича Суворина. L.; М., 2000, с. 552); ср.: «крайне непристойный костюм» ( Навалихин Н . О чем мы думаем? // Дело, 1871, № 6, с. 6). Г. судили по 43 статье Устава о наказаниях «за бесстыдные соединенные с соблазном дей- ствия» и приговорили к штрафу в 100 руб. с заменой арестом на один месяц (Петроградский Мировой суд за пятьдесят лет. 1866–1916, т. 2. Пг., 1916, с. 1199–1202). Об этом одобрительно писал Суворин: «Любители острых ощущений ничего от этого не потеряют, потому что всегда имеют возможность доставить себе оные на частных кварти- рах и в домах терпимости; общество же несомненно выиграет, изгнав со сцены такие элементы, которые отнюдь к сценическому искусству не относятся» (Дневник Алексея Сергеевича Суворина, с. 552). Вско- ре после скандала Г., видимо, покинула Россию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1