Щедринский сборник. Выпуск 5
40 в 1864 в Москву, целиком посвятил себя литературной деятельности. Опубликовал ряд историко-литературных, книговедческих, историче- ских, археологических и лингвистических разысканий. Прославился как издатель «Крестного календаря» (1866–1917) и еженедельной иллюстрированной политико-литературной, художественной и ре- месленной «Газеты А. Гатцука» (1875–90). О том, что С. знал и читал календарь Г., свидетельствует Д. П. Силь- чевский: «Я вошел в кабинет и поздоровался с Михаилом Евграфови- чем, сидевшим за письменным столом. Он перелистывал и отбросил при моем входе ” крестный календарь“ Гатцука» (С. в восп., т. 2, с. 154). В«Газете А. Гатцука»неоднократно встречается имя С . В 1879 были напечатаны две анонимные критические заметки об «Убежище Монре- по». Рецензент подчеркивал, что новое произведение С. «носит отлич- ный от других его сатир характер; в нем, кроме юмора и желчи, прогля- дывает какая-то грусть»(№38, 22 сент., с. 618). Отмечая, что некоторые предшествовавшие произведения писателя тяготели не столько к сати- рическому, сколько к карикатурному роду, он писал об изменении ма- неры С .: «…после многих лет балаганничанья, за которое русский мир так признателен ему, он снова принялся за серьезную сатиру» (№ 48, 1 дек., с. 776). В 1882 «Газета А. Гатцука» поместила нейтральный по со- держанию отзыв о восьмом «Письме к тетеньке» (№ 19, 8 мая, с. 351) и краткую заметку о статье С . «Июльское веяние», в которой говори- лось: «Статья отличается <…>шуточной защитоюиудейского племени против лицемерной, мнимо-народной, мельхиоровой политики, взвали- вающей на это племя всю ответственность за наше экономическое по- ложение» (№36, 4 сент., с. 632), хотя суждения писателя вряд ли можно назвать «шуточной защитой». Газета отреагировала и на публикацию новых глав «Современной идиллии». Рецензент обратил внимание на то, как «мастерски очерчена Фаинушка», отметил, что «некоторые места рассказа без смеха читать нельзя» и подробно представил образ Редеди, подчеркнув при этом излишние преувеличения как характерную черту С .: «…при верном, хотя и несколько пессимистическом взгляде на некоторые уклонения нашей общественной жизни от нормы, при типичности характеров и языка выводимых им деятелей автор нередко в своей сатире впадает в преувеличения, которые доходят до крайности и мешают ясности представления о героях и их положении. Это преуве- личение особенно бросается в глаза в живой фигуре Аники-воина, пол- ководца Редеди» (1882, № 41, 9 окт., с. 712). В 1889 «Газета А. Гатцука» сообщила о кончине С., помести- ла объявление о похоронах и напечатала некролог (№ 17, 30 апр.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1