Щедринский сборник. Выпуск 5

42 С. вспоминал о Г. как о человеке «удивительно добром, но в то же время удивительно бездарном». Прозвище его было Пепа, а два «руководства» – «пространное и краткое» – назывались «большое и малое Пепино свинство» (14, с. 365). В произведениях самого С . изречения бывшего наставника стали предметом пародийного пере- осмысления. Так, Г. писал, что «образцы вымышленных характеров находятся у Карамзина в его повестях, у Жуковского в описании Ма- рьиной рощи…» ( Георгиевский 1835 , с. 83). Возможно, эти наставле- ния отозвались в очерке С . «Ташкентцы приготовительного класса. Параллель первая» (1871, цикл «Господа ташкентцы»), где дважды повторяется тема сочинения, заданного ученикам: «…сравнить ро- мантизм ” Бедной Лизы“ Карамзина с романтизмом ” Марьиной рощи“ Жуковского…» (10, с. 117, 119). В курсе русской словесности Г. свое место занимал и Крылов, удо- стоенный высоких оценок и похвал. В его баснях признавались «свет- ская наблюдательность, ум, прелесть рассказа», «национальный коло- рит», отмечалось и их воспитательное значение: «Несравненный наш баснописец И. А. Крылов не перестает давать нам мудрые уроки…» ( Георгиевский 1836 , с. 290, 294). Это внушаемое со школьной скамьи представление о житейской пользе крыловских басен преломилось впоследствии в щедринских текстах. С . показывает, что вытвержива- ние басен Крылова как свода немудреных житейских правил начинает- ся с малолетства. В «Господах ташкентцах» будущий «солидный» че- ловек Миша Нагорнов на каверзный вопрос учителя, какая часть речи «Осел и Соловей», с готовностью отвечает: «Осел и Соловей – это заглавие одной из самых нравоучительных басен дедушки Крылова» (10, с. 177). Эта провозглашенная «младенцем» истина возвращает к суждениям Г. о Крылове: представление об «учительности» крылов- ских басен внушалось со школьной скамьи. Литература Георгиевский П. Е. Руководство к изучению русской словесности, содержа- щее языкоучение, общую риторику и теорию слога прозаических и сти- хотворных сочинений. СПб., 1835; Георгиевский П. Е . Руководство к из- учению русской словесности, содержащее общие понятия об изящных искусствах, теорию красноречия, пиитику и краткую историю литерату- ры: в 4 ч. СПб., 1836; Строганова Е. Н . Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идил- лия»: Диалог с современниками и предшественниками (в печати); РБС, т. 4, с. 429–430; Черейский Л. А . Пушкин и его окружение. Л., 1989, с. 98. Е. Н. Строганова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1