Щедринский сборник. Выпуск 5

47 И там появилась Девериа, показала публике свои ляжки в трико, а грудь и спину в натуральном виде и затмила всех прежних исполнительниц французской сцены» (Бирюч Петроградских государственных театров, 1919, № 13–14, с. 138). «Прекрасная Елена» выдержала 32 представ- ления в первые два месяца. П.Д. Боборыкин в романе «Жертва вечер- няя» (1868) неоднократно упоминал Д., напр.: «Мне очень досадно, что я не в Михайловском театре. Деверия должна нынче канканировать»; «Подождать недельку, а там начнутся живые картины в Михайловском театре. Вот уж можно сказать: великопостные удовольствия. <…> В церквах звон; а Деверия в первое же воскресенье явится какой-нибудь нимфой с однимбантом, pour tout décor <вот и всяодежда>»( Боборыкин П.Д . Сочинения: в 3 т., т. 1. М., 1993, с. 29, 143). В конце 1868 Д. уехала во Францию, очевидно, из-за конкуренции с В.А. Лядовой в роли Елены. С . упоминает Д. цикл «Признаки времени» (1868). В очерке «Лег- ковесные» речь идет о молодых администраторах: «Загляните вМихай- ловский театр во время представления ” LaBelleHélène“ – кáк они стонут, кáк плещут руками, кáк визжат при малейшем неосторожном движении, обнажающемкорпус г-жиДевериа! Кто эти ” они“?Это они, это строите- ли нашего будущего!» (7, с. 53–54). В очерке «Хищники» один из пер- сонажей предлагал съесть всех обывателей, а когда они закончатся, есть друг друга. Его оппонент ставит каверзный вопрос: «Глупенький! да ты предположи, что этот оставшийся – ты! Что ж ты делать будешь? ведь ты всех переешь, ты даже Деверию съешь – куда же ты денешься?» На это следует ответ, что «было бы более нежели прискорбно», если бы кто- нибудь «был вынужден на такую печальную и радикальную меру», как «съесть Деверию». Самой страшной оказывается перспектива, когда «на всем земном шаре останется только один хищник сам-друг с г-жою Деверия» (7, с. 144, 145). Русифицированная и склоняемая фамилия ак- трисы– Деверия – подчеркивает особенности ее низменного восприятия массовым сознанием. Завершается этот процесс трансформации имени Д. в очерке «Ташкентцы приготовительного класса. Параллель третья» (1872, цикл «Господа ташкентцы), где имя собственное становится на- рицательным обозначением содержанки: офицер Отпетый «такую ” де- верию“ завел, что вся кавалерия смотрит да зубами щелкает»; «…какой у них аукцион насчет этих деверий-камелий идет!» (10, с. 198, 202). Литература Янковский М. О . Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. М.; Л., 1937, ч. 3, с. 219–225. М. В. Строганов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1