Щедринский сборник. Выпуск 5

55 В отзыве на первую выставку передвижников (1871) С. ирониче- ски высказался о возможностях «эстетического воспитания обыва- телей», но отметил «несомненную» пользу передвижных выставок (9, с. 225). Он приветствовал «эстетическую сдержанность» выстав- ки, которая произвела «самое приятное впечатление» (9, с. 227) и вы- соко оценил работы К. «Майская ночь», «Охотник на тяге» и «Голо- ва мужика»: «Все эти картины прекрасны» (9, с. 233). В 1877 К. начал работу над портретом С. по заказу П.М. Третья- кова, которому сообщал 22 января: «Салтыков (Щедрин) в среду уже будет у меня, начинаем» (Переписка И.Н. Крамского, с. 181). В нача- ле работы Третьяков высказал пожелание относительно изображения фигуры писателя: «Мне кажется, его следовало бы писать с руками. Дай бог, чтобы вышел удачен» (Переписка И.Н. Крамского, с. 181). В марте 1877 К. полагал, что портрет «почти кончен»: «В живописи не Бог знает что, но похож будет» (Переписка И.Н. Крамского , с. 185). В прессе сообщалось: «Портрет Салтыкова почти окончен и может быть назван вполне прекрасным» (НВ, 1877, 1 апр., № 390, с. 2). Но сам К., видимо, был не вполне доволен портретом и еще в течение двух лет перерабатывал его. 29 марта 1877 он писал Третьякову об измене- ниях: «Есть большая перемена в фигуре, и кажется лучше: стола вовсе не существует, и обе руки находятся налицо» (Переписка И.Н. Крам- ского, с. 186). Задержку передачи портрета в галерею художник объ- яснял тем, что делал копию для С. (Переписка И.Н. Крамского, с. 252). Передача портрета состоялась в 1879, и Третьяков полагал, что в гале- рее он «стал еще лучше» (Переписка И.Н. Крамского, с. 254). О внешнем сходстве портретного изображения вспоминала Е. С. Некрасова, говоря о своей первой встрече с С .: «Я вдруг увидала совсем новое лицо, новое и в то же время хорошо знакомое – я тот- час узнала, что это Салтыков. Он очень похож на портрет, сделанный Крамским» (С. в восп., т. 1, с. 284). Второй портрет (погрудное изо- бражение) находился в доме С ., о чем вспоминал К.М. Салтыков ( Сал- тыков К.М . ИнтимныйЩедрин. М.; Пг., 1923, с. 78). М. И. Семевский писал о местоположении портрета в доме писателя: «…в гостиной, над диваном, висит превосходно писанный Крамским портрет Миха- ила Евграфовича» (ЛН, т. 13–14, с. 525). Сохранилось единственное письмо К. к С. от 21 ноября 1884, на- писанное под «громадным» впечатлением от сказки «Карась-идеа­ лист»: «Никогда еще мне на столь малом пространстве не давали современные писатели так много содержания и такого глубокого ин- тереса; мало того, это до такой степени высокохудожественно, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1