Щедринский сборник. Выпуск 5

58 Робера Макэра (Robert-Macaire) в пьесе Б. Антье, Ж.-А. Сент-Амана и Полианта «Постоялый двор Андре» (1823). Образ Робера Макэра, беглого каторжника, убийцы и мошенника, стал «целиком порождени- ем» актера, который своими находками превратил заурядную мелодра- му в комедию, «шарж на мелодраму», имевший огромный успех ( Фин- кельштейн , с. 42, 45). В 1834 самЛ. в соавторстве с Антье, Сент-Аманом, А. Оверне и М. Алуа написал пьесу «Робер Макэр» (1834), где герой, «вор, шулер, мошенник и спекулянт <…> становится уважаемым чле- ном общества <…>Образ этого проходимца, достигающего жизненно- го благополучия путем темных афер, профанирующего самые высокие человеческие чувства, в сознании современников стал олицетворением эпохи» ( Финкельштейн , с. 128). В 1836–38 О. Домье печатал в журнале «Шаривари» серию карикатур с комментариями (позже вышли отдель- ным изданием под общим названием «Сто один Робер Макэр»), где ге- рой являлся в облике адвоката, коммерсанта, финансиста, врача, судьи, педагога (История западноевропейского театра, с. 301). С. в письмах дважды упоминает имя Робера Макэра. 16 января 1860 он спрашивает П. В. Анненкова о П.И. Мельникове-Печерском: «… Правда ли, чтоМельникова не допустили даже баллотироваться в члены Общества всп<омоществования> б<едным> литераторам? и что Турге- нев по этому случаю держал речь, в которой публично заявил некоторые не совсем опрятные факты из жизни этого Robert-Macaire’a. Если это правда, то мне все-таки жаль Мельникова, потому что если он и подлец, то подлец не злостный, а по приказанью» (18-1, с. 224). В письме к Ан- ненкову из Парижа С. делится своими театральными впечатлениями: «…Был раз 10 в театре и между прочим вчера видел «Robert-Macaire» и в ней прославленного Gil-Naza. Нашел, что это посредственность – не больше. Daillу-Бертрам паясничает, чему пьеса дает полный по- вод…» (20 сент./2 окт. 1880. – 19-1, с. 173). Главную роль в пьесе ис- полнял Жиль-Наз (наст. имя Давид Антуан Шапулад, 1825–99), и, как видно по отзыву, его игра не произвела впечатления на С . Литература История западноевропейского театра: в 8 т. М., 1963, т. 3, с. 293–302; Фин- кельштейн Е. Л. Фредерик-Леметр. Л.: Искусство, 1968. Е. Н. Строганова, В. И. Юхнович ■ Лу ˊ и-Фил ˊ ипп (Louis-Philippe; Людовик-Филипп, Людвиг-Филипп; 6.10.1773, Париж– 26.08.1850, Клермонт, Англия), герцогОрлеанский, король Франции (1830–48) из младшей ветви династии Бурбонов. Был

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1