Щедринский сборник. Выпуск 5

61 В очерке «Зиждитель» (1874, цикл «Помпадуры и помпадурши») С. сравнивает положение российской прессы до и после реформы. Он пишет, что необходимость обходить цензурные препоны вынуждала дореформенную прессу рассматривать российские проблемы не пря- мо, а отраженно, т. е., говоря о Франции времен Л., отсылать читателя к аналогичным явлениям в жизни России: «Как ни слаба была связь между мной и Луи-Филиппом, но мне было лестно, что русская жур- налистика не одобряет его внутренней политик. <…> я кричал: à bas Louis-Philippe! <Долой Луи-Филиппа!> <…> хотя лично ничего от того не выигрывал, что Луи-Филипп был 24 февраля 1848 года уволен без прошения в отставку. Выигрывал не я, а мое миросозерцание, вы- игрывали те политические и общественные идеалы, к которым я себя приурочивал» (8, с. 198–199). Таким способом, как показывает С ., прогрессивной прессе удавалось утверждать свои политические и об- щественные идеалы. Писателя возмущало молчание пореформенной прессы о насущных проблемах, свидетельствующее, что как вырази- тель общественного мнения она оказалась еще менее свободной, чем прежде: «Теперь у нас существуют всевозможные политические и об- щественные интересы. Все дано нам: и гласный суд, и земские учреж- дения <…> Тут-то бы и поговорить. <…> Ведь дело идет уж не о до- тации герцога Немурского (напели мы за нее порядком Луи-Филиппу в свое время!), а о собственной нашей дотации, в форме гласностей, устностей и т. п. А между тем никто ничему не радуется, никто ни о чем не печалится. <…> Словом сказать, вкус к французской буржуазии пропал, а надежда проникнуть, при содействии крестьянской рефор- мы, в какую-то таинственную суть – не выгорела. И остался русский человек ни при чем, и не на ком ему свое сердце сорвать» (8, с. 199). Писатель выявляет еще одну функцию упоминаний в русской печати о Л., имя которого использовалось как своеобразный громоотвод для выражения общественного недовольства. Нравственное лицо русской буржуазно-либеральной прессы сати- рически осмысляется в IV главе цикла «Господа Молчалины» (1876). Олицетворением журналистики, желающей и выжить, и сохранить ли- беральный вид в условиях реакции, выступает издатель газеты «Чего изволите?» Молчалин 2-й, готовый на любые компромиссы с властя- ми. Пытаясь высказать собеседнику свое политическое кредо, он упо- минает короля Л. и намекает на солидарность с противниками монар- хии, однако делает это с оговорками, в конце концов сворачивая на то, что русский народ и республиканское правление несовместимы: «Ну да, конечно <…> разумеется, я…Само собой, что, по мнению моему,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1