Щедринский сборник. Выпуск 5

64 Таньшина Н. П . Орлеанистская Франция и «европейский концерт». 1830–1848 годы // Новая и новейшая история, 2005, № 3, с. 127–141; Брокгауз, т. 18, с. 235 – 236; Рыжов К . Все монархи мира. Западная Ев- ропа: Справочник. М., Вече, 1999. [URL: http://www.bibliotekar.ru/ encMonarhi/178.htm ] [10.09.2016]. Г. В. Маркелова ■ Л ˊ ядова Вера Александровна (15.03.1839, Петербург – 5.04.1870, там же), певица (со- прано), балерина, артистка оперетты. Отец и дядя – дирижеры императорских театров. C 10 лет обучалась в Императорском театральном училище, с 1865 выступала в балетной труппе Петербургских императорских театров. С . ви- дел Л. в фантастическом балете «Ундина, или Наяда» Ж. Перро на музыку Ц. Пуни. 7 ноября 1863 Л. танцевала партию Джианины. Критиче- скую оценку балета как вида искусства С . дал в статье по поводу этого спектакля «Петербургские театры. ” Наяда и рыбак “ » ( 1864, напеч. 1868), но об игре танцоров он не говорит. Как актриса Л. дебютировала в роли Анюты в водевиле «Барская спесь и Анютины глазки» (Александринский театр). Особый успех имела в заглавной роли в оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Еле- на» на Александринской сцене (премьера 18 окт. 1868; 42 представле- ния в первый сезон): «Г-жа Л. в роли Елены была прелестна. Красота, соединенная с грацией, приятный серебристый голосок, соединенный с бойкой и развязной игрой, – все это вызывало нескончаемую бурю аплодисментов… Вообще русская Елена не только не ниже, но даже выше прославившейся Девериа» (ПЛ, 1868, № 149). Л. учла опыт О. Девериа; ее Елена была почти респектабельна: «„Прекрасную Еле- ну“ она играла отнюдь не развратной бабенкой, которая, все сваливая на Венеру, не прочь от подвернувшегося Париса. Лядова изображала спартанскую царицу глубоко религиозной женщиной. Первая молитва к Венере дышала верой, ария ” Кувырком“ – покорностью року <…> Крылов Виктор, переводивший либретто с французского, не передал основного авторского замысла: Елена должна исполнить веление неба и отдаться Парису. Лядова поправляла переводчика в этом отноше- нии» ( Гнедич 2000 , с. 45). Высоко оценивая игру Л., П. П. Гнедич писал: «Самое непри- личное у нее – ее фотографические карточки, где она снялась с Па-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1