Щедринский сборник. Выпуск 5

65 рисом в таких позах, которых никогда не позволяла себе на сцене. Это вызвало фарисейское негодование фельетониста ” Петербург- ских ведомостей“, – но во всяком случае она была неизмеримо при- личнее Девериа, игравшей эту роль на французской Михайловской сцене. ОШнейдер я уж и не говорю» ( Гнедич 2000 , с. 45). Фотограф Карл Бергамаско вывесил в витрине своего заведения на Невском проспекте две фотографии, которые поклонники Л. Охотно рас- купали. А. С. Суворин счел их «непристойными» и напечатал от- крытое письмо актрисе: «Вторая группа изображает ту сцену, когда Менелай застает свою Елену с Парисом en flagrant délit <в момент преступления>. Г. Сазонов держит вас в своих объятиях, и если б я написал здесь, как он держит, как расположены его руки по ваше- му стану, то редактор ” СПб. ведомостей“, наверное, вычеркнул бы это место; поэтому я и не распространяюсь, хотя у меня хватило бы смелости и искусства на описание этого положения, которое, как я опять должен заметить, вы воспроизводите на сцене в более скром- ном виде, или, лучше сказать, держите г. Сазонова на более скром- ной ноге» ( Суворин А. С . Письмо к Вере Александровне Лядовой // Суворин А.С. Театральные очерки. Пб., 1914, с. 272, 274). После этого обличения другие издания защищали Л., поклонники подари- ли ей в знак своей любви бриллиантовую диадему, а фотографиче- ские карточки подорожали в 4 раза. В «Господах Головлевых» речь заходит о «Прекрасной Елене» и об арии ” Cas-ca-ader“ в исполнении французской певицы Лотар. Героиня замечает: «У нас давеча доктор все ” кувырком“ пел». Собе- седник отвечает: «„Кувырком“ – это покойная Лядова… вот, кузина, прелесть-то была! Когда умерла, так тысячи две человек за гробом шли… думали, что революция будет!» (13, с. 84). Речь идет об од- ной и той же арии на французском и русском языке. Скоропостижная смерть Л. «страшно поразила весь театральный мир; опереткоманы совсем приуныли, лишившись самой блистательной представитель- ницы каскадного жанра» ( Вольф А . Хроника петербургских театров. СПб., 1884, ч. III, с. 41). Литература Гнедич П. П . В. А. Лядова (К полувеку ее смерти – 24 марта 1870 г. ст. с.) // Бирюч Петроградских государственных театров. Сб. 2. Пг., 1921, с. 172– 181; Гнедич П. П . Книга жизни: Воспоминания: 1855–1918. М., 2000; Корнакова М. Е . «Дзынь-ля-ля» // Балтийские сезоны: Действующие лица петербургской сцены: альманах // 2000, № 1, с. 91–94. М. В. Строганов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1