Щедринский сборник. Выпуск 5

86 шое влияние на общественную и религиознуюжизнь XIX в. Поборник русского перевода Библии, он был признан выдающимся проповедни- ком, реформатором российской богословской школы, его называли Патриархом Всероссийским, «Московским Златоустом» ( Сушков , с. 138). Однако диапазон оценок Ф. современниками был необычай- но широк. В документах частного характера критически оценивались не только его участие в проектах государственных преобразований, но и нравственный облик. Среди обличителей Ф. были А. И. Герцен, С.М. Соловьев, Н. С. Лесков. Емкую характеристику Ф. дал И. С. Ак- саков: «…мы не позволяем себе <…> ни сопричислять митрополита Филарета к лику блаженных <…> не называем его ни ” любвеобильным пастырем“, ни ” человеком сердца“, ни светилом науки <…> не про- славляем никаких его великих дел <…> Но мы вместе с тем указываем, что истории придется засвидетельствовать и объяснить обаятельную мощь имени Филарета для современников, и не только для современ- ников» ( Аксаков 1883, с. 8). Ф. не сумел адекватно понять неизбежные перемены в России и, яв- ляясь одним из авторов манифеста об освобождении крестьян, считал реформы преждевременными и был сторонником телесных наказа- ний. Известен отклик Ф. по поводу «Губернских очерков» С . 27 дека- бря 1858 Ф. писал обер-прокурору Синода графу А. П. Толстому (с по- метой «Секретно»): «Смущают нас не раз вестями то о журнале, то о книге, в которых будет укоризненно и насмешливо изображаемо духовенство, подобно как в известных Губернских очерках. И то, что в светских книгах светских чиновников и разного рода людей выстав- ляют порочными и безрассудными, и притом сверх вероятия, очень вредно; несравненно вреднее будет, если так же поступать будут с ду- ховенством. Вид литературы в настоящее время предлагает проница- тельному начальству вопрос: нет ли соумышления, которое старается все уважаемое в обществе привести в презрение и поколебать убежде- ния веры и нравственности…» ( Филарет 1886, с. 296). В текстах С . имя Ф. упоминается неоднократно, но всегда в негатив- ном смысле. Отзываясь на книгу А. В. Станкевича о Т. Н. Грановском в статье «Один из деятелей русской мысли», С. восклицает по пово- ду вынужденного объяснения Грановского о своей диссертации с Ф. «…кто бымог подумать это!» (9, с. 161). Об этом эпизоде Грановский рассказал в письме к Я.М. Неверову, где характеризовал Ф. как «лу- кавого пастыря», который, «сияя бриллиантами», требует объясне- ний о «воле и руке Божьей» ( Грановский , с. 752–753). В нецензурной сказке «Архиерейский насморк», обличающей нравы представителей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1