Щедринский сборник. Выпуск 5

96 ные), возникает взаимопонимание или взаимоотталкивание. Согласно Л. А. Бакстеру [Baxter, 2004, с. 1–22], А. Л. Силларсу и А. Л. Вангели- сти [ Sillars, Vangelisti, 2006, с. 331–351] и др. исследователям, ком- муникация – это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения как социальное взаимодействие. Есть понятие невербальной коммуникации, которая тоже может осу- ществлять социальное взаимодействие [Андрианов, 2007]. Опираясь на факты этого обособленного общения, можно реконструировать от- ношение коммуникантов друг к другу, совпадение или несовпадение их взглядов. Мои персонажи почти ровесники (Салтыков на 5 лет старше – ро- дился в 1826 г. и скончался на 6 лет раньше – в 1889). Оба тесно связа- ны с Петербургом. Главное дело обоих – литература. Оба знали друг о друге (Лесков Салтыкова, по крайней мере, с 1860 г., Салтыков Ле- скова (Стебницкого) – видимо, с 1862). Каждый из них так или иначе откликался на публикации другого, пользовался его образами и выра- жениями. Рассмотрим историю их связей, проследив по текстам, ими напи- санных, и отчасти по другим источникам. Первым откликается на Салтыкова Лесков в очерке <«О соиска- телях коммерческой службы»> («Указатель экономический», 1860). Здесь начинающий писатель использует ставшие широко известны- ми имена персонажей: Живоглот (Салтыкова) и Сквозник-Дмуха- новский (Гоголя): «Русская литература, – пишет Лесков, – осмеивая Живоглотов, Сквозников-Дмухановских и прочих ” озорников“ и ” на- дорванных“, – остается в долгу перед людьми, которые отдали свои лучшие годы науке…» [Лесков, 1996, 1, с. 170]. Живоглотом в очерке Салтыкова «Неприятное посещение» из «Губернских очерков» зо- вут исправника Маремьянкина за то, что в детстве, он якобы глотал живую рыбу. «Озорники» и «надорванные» оттуда же. А это сви- детельствует о том, что «Губернские очерки» Лесковым прочитаны (вышли в 1857 г.) и усвоены. К «Очеркам винокуренной промышленности» («Отечественные записки», 1861), Лесков ставит эпиграф из сатиры в прозе Салтыкова «Скрежет зубовный» («Современник», 1860): «Урожай у нас – Бо- жья милость, неурожай – так, видно Богу угодно. Цены на хмель вы- соки – стало быть, такие купцы дают; цены низки – тоже купцы дают» [Лесков, 1996, 1, с. 259]. Этот эпиграф используется по свежим сле- дам – через два-три месяца после выхода в свет сатиры Салтыкова. Как видим, Лесков внимательно следит за его творчеством.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1