Щедринский сборник. Выпуск 5

99 лизм, который учит мыслить затылком и кричать: ” пожар!“ – при ма- лейшем сознательном движении жизни вперед» [9, с. 280]. Специально посвященной Лескову статьи Салтыков не писал дол- го, хотя еще 7 апреля 1865 г. он намеревался написать для «Совре- менника» разбор романа «Некуда»: «Кстати: не желаете ли, чтобы я написал хорошие и милые рецензии на романы: ” Некуда“, ” В путь- дорогу“ и ” Марево“? – не без самодовольного ехидства пишет он Не- красову, – Я напишу. Если желаете, то пришлите мне самые романы, кои хотя я и читал, но все-таки недурно иметь их под руками» [18-1, с. 301]. Однако в 1865 г. эта статья так и не была написана. Но вот, наконец, в 7-м номере «Отечественных записок» за 1869 г. в отделе «Новые книги» появляется неподписанная статья «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого», посвященная незадолго до того вышедшему двухтомнику Лескова [см.: 9, с. 335–342]. И хотя роман «Некуда» не был включен (что естественно) в двухтомник (в него вошли рассказы середины 1860-х гг.), тем не менее, именно «Некуда» сразу оказался в центре внимания Салтыкова: «О романе кричали много, он был руган и переруган несчетное число раз, наконец, самое имя г. Стебницкого приобрело какой-то особенный смысл…» [9, с. 335]. Было ясно, что роман этот едва ли не навсегда или, по крайней мере, надолго утвердил в сознании Салтыкова неприемлемый для него образ Лескова. Статья Салтыкова создает впечатление, что более или менее внимательно он прочитал из двухтомника только очерк «Рус- ское общество в Париже». По крайней мере, повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) затронута бегло и опять же в связи с «клуб- ницизмом», а «Овцебык»– в связи с нигилизмом. Одругих вошедших в двухтомник произведениях вообще речь не идет. Говоря о «Русском обществе в Париже», Салтыков особый упор делает на отношении Стебницкого к нигилизму: «И действительно это у него какой-то кошмар, – пишет он, – нигилисты не дают ему покоя, они его со свету сживают; даже за границей он не мог от них скрыться, и там они везде становились ему поперек дороги» [9, с. 341]. Главные тезисы Салтыкова таковы: «Некуда» – это не литерату- ра, это пасквиль, это доносительство, это сплетни: «…изделие г-на Стебницкого, известное в продаже под названием ” Некуда“, никог- да не было литературным произведением 1 ; стало быть, и относиться к нему как к настоящему роману не только не было надобности, но даже и не было никакой возможности» [9, с. 335]. Текст Салтыкова 1 Здесь и далее курсив автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1