Жернова. Книга памяти тверских карел

308 А.Н. ГОЛОВКИН окончил 4-месячные курсы совпартшколыв Твери. После их окончания назна- чен председателемМихайловогорского сельсовета Лихославльского района. В 1934–1936 годах обучался в высшей коммунистической сельскохозяй- ственной школе им. Кагановича, после ее окончания работал заведующим базой Калашниковской МТС. С 27 декабря 1937 года – редактор окружного радиовещания, с мая 1938 года – заведующий обллита (областное управление по делам литературы и издательств – А.Г. ) по округу. Был женат, трое детей, проживал в Лихославле, Октябрьский переулок, д. 2 [74]. Случилось непоправимое. В июле 1938 года перед самым началом нового учебного года был арестован заведующий окружным отделом народного образования Н.И. Мельников, арестованы все сотрудни- ки Карельского научно-методического кабинета во главе с его дирек- тором П.П. Смирновым. Были арестованы 5 инспекторов отделов народного образования, 5 директоров карельских школ, 27 учителей карельского языка, сотрудники Карельского сектора Учпедгиза во главе с редактором Е.И. Дудкиной, а также переводчики книг. Утвержденный 5 мая 1938 года бюроКарельского окружкома учеб- ный план сельской начальной карельской школы на 1938/1939 учеб- ный год стал ненужным. К тому времени карельскую письменность на кириллице не разработали, так как все специалисты-языковеды были арестованы и находились в тюрьме. А на латинице преподавать карельский язык с осени 1938 года запретили. Письменный карельский язык на латинизированной основе про- существовал на территории Калининской области чуть более 7 лет с 1 февраля 1931 года по май 1938 года. С 1 сентября 1938 года все школы Карельского национального округа перешли на программы советских общеобразовательных школ обычного типа. Школы в местах компактного проживания карел вне округа, ко- торые занимались по программам советской школы обычного типа, тоже имели некоторые проблемы в обучении карел. Но им было зна- чительно легче, чем карельским школам округа. В них с первого клас- са карельский язык не преподавался, преподавался один русский язык на кириллице, поэтому ученики, хотя и с трудом, но осваивали один алфавит, а не два. К 3–4-му классу ученики этих школ смогли усвоить русский язык и разговаривать на нем, хотя в быту с родите- лями и деревенскими жителями говорили на карельском языке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1