Свет миру
Н.П. ТАРАСОВА 10 всяком случае, она не отражена в научной литературе так ярко, полно и интересно, как того заслуживают пять с половиной веков его существова- ния 16 . И тому можно назвать несколько причин. Во-первых, после закрытия монастыря длительное время не проводи- лась музеефикация его объектов, не собирались материалы и сведения по его истории. Как архитектурные шедевры монастыря, так и сама память о нем оказались невостребованными. Во-вторых, на сегодняшний день в на- учный оборот введен сравнительно ограниченный круг письменных ис- точников, рассказывающих о монастыре. Практически все, кто обращает- ся к началу истории обители, черпают сведения только из монастырского «Летописца о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева мона- стыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей 17 » 18 . В настоящее время монастырский «Летописец» – единственный известный письменный исто- рический источник, который повествует об основании монастыря и ран- ней его истории, охватывая период от 1461 года (дата основания монасты- ря по «Летописцу») до 1593 года (последний упоминаемый в «Летописце» вклад в монастырь). «Летописец» – историко-литературный памятник позднего происхождения, он был написан в монастыре одним из мона- стырских книжников в 1686–1687 годах 19 . Другие (немонастырские) письменные источники, рассказывающие о ранней истории монастыря, историками еще не обнаружены. Современными исследователями мало изучен и монастырский архив периода XVI–XIX веков, хотя к нему много обращаются, а на документы архива часто ссылаются 20 . Так же выявлено крайне малое число немонастырских источников, которые содержат сведения о монастыре (некоторые всего лишь упоминают о нем) 21 . В-третьих, произведенные в 90-е годы XX века археологические работы 16 Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Краснохолмский Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь // Православная энциклопедия . Т. 38: Коринф- Крискентия, святая мученица. М., 2015. С. 443–448. 17 Наименование источника приводится по: Жизневский А.К. Древний архив Красно- холмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66. 18 Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сбор- ник научных статей / Отв. ред. проф. Ю.В. Кривошеев. Вып. 3. СПб., 2012. С. 179–181. 19 Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Истори- ческие исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. № 5. С. 240. Режим доступа: ttp://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/96/251 (дата доступа: 08.12.2016). 20 Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. М., 2016. № 1/2 (41/42). С. 203–210. 21 Там же. С. 208–210.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1