Свет миру

СВЕТ МИРУ: НАСТОЯТЕЛИ МОНАСТЫРЯ 1461–1920 15 «способностей хороших, прилежания и успехов похвальных» 13 . Учеником Александр был «очень рачительным» и прилежным 14 . Но несмотря на это, по окончании курса был уволен с аттестатом второго разряда 15 . Вероятно, причиной тому послужил тот факт, что он был сыном пономаря сельской церкви, хотя в «Послужном списке» игумена Анатолия указано, что он «из духовного звания» 16 . Должность пономаря относится к низшим чинам клира, пономарь – церковнослужитель, т. е. служитель церкви без посвя- щения. Несмотря на то, что в 1722 году церковнослужители получили обычные права духовного состояния, а их положение в общественно- гражданском отношении с конца XVIII – в первой половине XIX века пре- терпевало различные положительные изменения, все равно церковнослу- жители находились в более сложных и худших условиях, чем священно- служители. Фактически сын церковнослужителя не имел возможности, даже получив хорошее образование, изменить свое социальное положение и добиться какого-либо карьерного роста. Оказавшийся без места по вы- ходе из семинарии сын церковнослужителя мог быть определен на воен- ную службу. Выход же из духовного звания предполагал переход по вы- бору в одно из податных состояний с определенными льготами от пода- тей 17 . Тем не менее, получив по окончании семинарии аттестат второго разряда, Александр имел право стать священником в церкви третьего раз- ряда, преподавателем приходской школы или поступить в Медико- хирургическую академию. Как выпускник второго разряда он в дальней- шем мог пройти переэкзаменовку и повысить свой социальный статус. «Устав православных духовных училищ» от 1814 года давал возможность продолжить обучение в Духовной академии и искать ученых степеней кандидата и магистра богословия 18 . Однако Александр Смирнов не вос- пользовался этим шансом. Дальнейший свой жизненный путь, думается, он выбрал сознательно и добровольно. Будучи еще весьма молодым чело- веком, 25-26 лет отроду, 14 июля 1854 года он был определен в число по- слушников первоклассного Троицкого Макарьева Калязина монастыря, 13 Именная ведомость об учениках Кашинского духовного приходского училища выс- шего класса за 1839/40 учебный год // ГАТО. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 57. Л. 396, 403 об., 512 об., 684 об., 690 об., 710 об. 732 об., 754 об. 14 Там же. Л. 574 об. 15 Послужной список настоятеля Краснохолмского Николаевского Антониева монасты- ря игумена Анатолия за 1873 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4559. Л. 5 об. 16 Там же. 17 Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Ка- зань, 1873. С. 31, 335–341, 346–347. 18 Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX веке // Педагогика. М., 2000. № 5. С. 77; Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. М., 2009. С. 59.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1