Свет миру

ИГУМЕН АНАТОЛИЙ (СМИРНОВ) 154 В 1494 году, по тому же летописцу, начаты строением каменная цер- ковь с трапезной, известная по описям XVI столетия под именем святого великомученика Дмитрия Солунского 1 , и некоторые монастырские служ- бы. Далее до второй половины XVI столетия неизвестно что когда строи- лось, но к этому времени монастырь является уже достаточно благоустро- енным. По сохранившимся описным книгам того времени небезинтересно будет сделать краткий обзор монастыря спустя сто лет от начала его су- ществования и за триста лет до нашего времени. Вот тот монастырь. Ограда – деревянный забор. Вход в монастырь с восточной стороны чрез «красныя ворота», над которыми деревянная церковь «Святый Хри- стов мученик Никита, да придел Макарий Египетский». Над входом и по сторонам оного вставлены в прорезные места три иконы, писанные на обе стороны; на них изображены: «Лествица», «Премудрость Соломона», «Виденье Лазорево праведнаго и грешнаго смерти» и разные святые. В монастыре несколько правее от ворот «церковь Николы Чудотворца ка- менная, а в ней придел Благовещенье Пречистые Богородицы»; крыша и две главы на церкви деревянные, кресты тоже деревянные, опаяны же- стью; входные двери в церквовь с трех сторон: передние и полденные – железные, а «с ночи двери деревянныя, биты гвоздьми»; но перед дверями нет ни паперти, ни крылец. Над западными дверями снаружи «образ Ни- колы Чудотворца настенное письмо, да с полденныя стороны над дверьми образ Пречистые Богородицы Одигитрия». В церкви два четыреугольных столба и в алтаре за иконостасом – два, сведенные под сводом арками; свет проникает только сверху в два или три узких окна 2 . Пол настлан кирпичем, а у стен – белым камнем. Иконостас в четыре яруса. Икон мно- жество, из них все местные и много мелких настенных в серебряных вы- золоченных окладах и венцах, с множеством на них дорогих привесок: крестов, ожерельев, монет, колец, серег и прочего; но в размещении икон мало соразмерности, особенно около боковых алтарных дверей и на стол- бах: рядом с местной иконой «штипядей» размещены по несколько локот- ных, или больших и малых пядниц 3 . Кроме того, впереди иконостаса по- мещено в золоченых киотах несколько икон складней со створами. Тут же особо помещен вклад царя Иоанна Грозного, состоящий из 12 небольших икон в серебряных окладах, – «государь пожаловал по опальных людех». 1 Из записи в летописце вклада князя Андрея Углицкого видно, что трапезная церковь строилась в это именование. В летописце она названа Покровской. Это потому, вероятно, что летописец составлен уже, когда действительно трапезная церковь была Покровской, – с последнего десятилетия XVI века. 2 В старинных описях почему-то не упоминается об окнах в куполе. 3 Пядь – 1/4 аршина, следовательно, штипядей – 6 четвертей или 1 1 / 2 аршина; большая или малая пядница – икона несколько более или менее четвертной иконы. Локоть – около 10 1 / 2 вершков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1