Свет миру

Н.П. ТАРАСОВА 18 В 70-е годы XIX века в монастыре велась активная работа по изуче- нию монастырского архива и истории обители. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в ГАТО и ТГОМ три близких по содержанию рукописи. Одна из них – «Очерк древнего быта Краснохолмского Антониева мона- стыря 1876 года» 33 . «Очерк древнего быта…» более напоминает тетрадь: синяя картонная папка размером примерно 38 х 25 см, в которую вклеены 77 рукописных листа с текстом с двух сторон. «Очерк» создавался на про- тяжении всего 1876 года. Текст написан как минимум двумя разными по- черками и состоит из двух частей (вторая часть как продолжение первой). В тексте имеется «Заметка к очерку древнего быта Краснохолмского мо- настыря»; вторая часть текста имеет обозначенные разделы материала. «Очерк» не изучался, и нам, к сожалению, неизвестно, какое отношение имел к нему непосредственно игумен Анатолий. Но составлялся он в пе- риод его настоятельства, так что можно предположить, что не без его ве- дома, а возможно, и при его личном непосредственном участии. Посколь- ку образцы почерка игумена Анатолия нам сегодня известны (бежецким краеведом В.Н. Сорокиным в ГАТО найдено письмо отца Анатолия Авгу- сту Каземировичу Жизневскому 34 ), то представляется возможным на се- годняшний день провести почерковедческий анализ, чтобы определить принимал ли он участие в написании рукописи. Общее ознакомление с «Очерком» позволяет предполагать, что он послужил прологом к написа- нию игуменом Анатолием «Исторического описания Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской гу- бернии», изданного в Твери в 1883 году. Также московским историком А.Е. Тарасовым в 2014 году в монастырском фонде ГАТО и в фонде Твер- ской ученой архивной комиссии ТГОМ были найдены рукописи, которые в той или иной степени содержат в себе аналогичные «Очерку древнего быта…» и книге отца Анатолия (Смирнова) материалы 35 . Первичное оз- накомление с рукописями позволило предположить А.Е. Тарасову, что данные рукописи имеют прямое отношение к «Историческому описанию» монастыря, написанному Анатолием (Смирновым) на значительном и об- ширном монастырском архивном материале 36 . «О[тец] игумен Анатолий прочел эти рукописи, – вспоминал А.К. Жизневский. – Он отметил в них более выдающияся почему-либо места и позаимствовал все необходимое 33 ГАТО Ф. 186. Оп. I. Д. 4570. 34 Письмо архимандрита Анатолия [А.К. Жизневскому]. 1899 год // ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 547 (документ найден бежецким краеведом В.Н. Сорокиным). 35 Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1880 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 4546. Л. 1–67; Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря. (Конец XIX века, 80–90-е годы) // ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 141. 36 Выявленный рукописный материал позволяет говорить о необходимости более де- тального изучения периода составления «Исторического описания…» и сравнения рукопи- сей с печатным изданием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1