Свет миру

СВЕТ МИРУ: НАСТОЯТЕЛИ МОНАСТЫРЯ 1461–1920 21 предположительно в 1915 или 1916 году, поскольку в Адрес-календаре по Тверской губернии на 1916 год он уже нигде не значится 58 . Архимандри- ту Анатолию (Смирнову) было около 87 лет. Предположительно захоро- нен он был на территории Троицкого Калязина монастыря, могила его не сохранилась. Активная жизненная позиция, честное и ревностное отношение к сво- им пастырским обязанностям, умение и желание трудиться на благо мало- го своего отечества, удивительная способность к любому делу относиться как к главному и важному, способность быть ответственным в решении любых вопросов, вникать в их суть, делиться собой и своими знаниями, при этом оставаться простым и скромным – вот те качества, которые были присущи игумену Анатолию (Смирнову). Это те качества, которые нашли свое отражение и в его небольшой, но весьма содержательной книге по истории Антониевой обители. «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…» издавалось только один раз, в 1883 году, но не потеряло своей актуальности для исследователей и интересующихся историей мо- настыря сегодня. В целом написанное в рамках ставшего традиционным для описания истории православных монастырей в XIX веке жанра «исто- рического описания» 59 , оно имеет внутреннюю логику повествования (разбито на смысловые главы, отражающие историю и современность монастыря), основано на монастырских источниках и преданиях. При внимательном прочтении становится совершенно очевидно, что создание книги было результатом тщательной работы с монастырскими докумен- тами. К сожалению, сам игумен Анатолий практически не информирует читателя, за некоторым исключением, из каких именно монастырских источников им почерпнуты сведения. Однако при более детальном и вни- мательном прочтении можно выявить некоторые из них. Например, это разного рода монастырские описи XVI–XVII веков 60 , монастырские си- 58 Адрес-календарь Тверской губернии на 1916. 59 Публикация описаний церквей и монастырей России началась в 50-х годах XIX века в «Записках императорского археологического общества». В 1851 году в помощь тем, кто занимался составлением подобных описаний, в Санкт-Петербурге силами императорского археологического общества была издана «Записка для обозрения русских древностей», со- держащая весьма подробную инструкцию, что должно быть отражено в «историческом опи- сании» церквей и монастырей. – См.: Баталов А.Л., Щенков А.С. Археологические общест- ва // Православная энциклопедия. Т. 3: Анфим (Лавриот) – Афанасий (Корчанов). М., 2001. С. 499–501; Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851. С. 16–62. 60 Неизвестно, публиковались ли эти описи целиком, и все ли известные описи были опубликованы, поскольку соотвествующего источниковедческого исследования монастыр- ских описей до настоящего времени не проводилось. – См.: Жизневский А.К. Древний ар- хив… С. 2, 44–60; Описи Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Истори- ческая библиотека Тверской епархии. Т. 1 . Тверь, 1879. С. 346–400.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1