Свет миру
КОММЕНТАРИИ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ОПИСАНИЮ МОНАСТЫРЯ 225 Тарасова Н.П. Комментарии: i В «Летописце» – «Кролевск». В современных комментариях к «Летописцу», составленных В.З. Исаковым, Кролевск соотнесен с Калиниградом. Нам думается, что Кролевск может быть соотнесен с городом Кролевцем Сумской области Украины. Современный город сохр а- нил свое историческое название, которое получил в начале XVII века в честь польского ко- роля Сигизмунда III, когда отошел Польше. Был возвращен в состав России в 1686 году. Ин- тересно отметить, что в 1686 году был составлен и монастырский «Летописец», рассказ ко- торого об основании монастыря начинается с легендарной родословной Нелединских- Мелецких. Родоначальником в их родословной указан польский вельможа Станиислав Ме- лецкий. Возможно, указание в «Летописце» на город Кролевск, известный с 1625 года и воз- вращенный России Польшей в 1686 году, должно было подчеркнуть польское происхожд е- ния рода Нелединских-Мелецких. – См. Исаков В.З. Летописец об основании Краснохолм- ского Николаевского Антониева монастыря / Памятники литературы Древней Твери. Тверь, 2002. С. 250; Гурьев А.В. История города Кролевца. Кролевец, 1914. С. 8, 12. ii Несколько вольное (личностное) понимание и переложение содержания «Летописца» от- цом Анатолием (Смирновым). iii Право носить двойную фамилию род Нелединских получил только в начале XVIII века. – См.: Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исто- рические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2016. № 5. С. 233–236. Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/96/251 (дата доступа: 08.12.2016). iv Источники этого предания неизвестны. Впоследствии оно без существенных изменений вошло в одно из синодальных изданий жития Николая Чудотворца. – См.: Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России / Сост. Ф. Гусев, А. Вознесенский. – Репринтное воспроизведение синодального издания 1899 го- да. – Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца. М., 2005. С. 324–325. v В своей книге при описании начала истории монастыря отец Анатолий целиком и полно- стью опирается на сведения «Летописца». vi Старинное название города Красный Холм. vii Здесь и далее имеется в виду период Смутного времени. viii Эта церковь сохранилась, известна как церковь святых Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, деревни Слобода Краснохолмского района Тверской области. ix Вероятно, опечатка. Следует читать «Иоасафа». Речь идет об игумене Иоасафе I. x Аналой. xi Место, где некогда стояла эта церковь, было изучено в ходе археологических экспедиций М.А. Салимова и В.А. Булкина, но мощей преподобного Антония найдено не было. – См.: Булкин Вал. А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001. С. 28–36. xii Сохранилось и находится в коллекции ТГОМ. xiii Архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий Амвросий (Юшкевич). xiv Его останки были найдены и изучены археологами в ходе археологической экспедиции 2008 года. – См.: Пежемский Д.В. Научно-технический отчет по результатам комплексного антропологического исследования останков, найденных в Краснохолмском монастыре в 2008 г. // Салимов А.М. Отчет об археологических исследованиях в западном притворе Ни- кольского собора Антониева Краснохолмского монастыря в Тверской области в 2008 году. Тверь, 2008. Прил. 1. С. 61–93. (Рукопись). xv Здесь отец Анатолий также отсылает нас к монастырскому «Летописцу». xvi Так называлась в XVI веке московская серебряная деньга (монета).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1