Свет миру

Н.П. ТАРАСОВА 24 своего перечня настоятелей игумен Анатолий (Смирнов) использовал все имеющиеся в монастырском архиве документы за период XVI–XIX веков, а также документы уже упомянутых нами местных архивов Духовного ве- домства и общеисторические труды его современников. Однако приведенный игуменом Анатолием перечень настоятелей мо- настыря нельзя назвать в полной мере репрезентативным. В книге, как было сказано выше, нет точных указаний на источники, в которых встре- чаются те или иные имена игуменов, упоминание источников носит выбо- рочный, почти случайный характер. Неизвестно, все ли использованные документы были найдены в монастырском архиве или некоторые факты были установлены по иным архивам или же научным публикациям. Из текста книги и анализа материала следует, что Анатолий при составлении списка настоятелей, прежде всего, опирался на архивные документы, а по- том соотносил найденные имена с упоминанием их в «Списках» П.М. Строева, что привело к ряду несоответствий, в частности, в датах на- стоятельств тех или иных игуменов. Тем не менее, отец Анатолий и в этом случае не посчитал нужным указывать конкретные источники, определяя, тем не менее, даты настоятельств игуменов весьма точно и конкретно. От- сутствие комментариев к встречающимся разночтениям, позволяет ду- мать, что он указывал именно те даты, которые встречаются в архивных документах, а П.М. Строев при составлении своего перечня игуменов пользовался какими-то другими документами и изданиями. Анализ сведе- ний, приводимых отцом Анатолием (Смирновым), дает право предпола- гать, что в тех случаях, когда о том или ином настоятеле информации в архиве монастыря и архивах Духовного ведомства не было, указания на настоятельство в разных монастырях приводились в соответствии со «Списками» П.М. Строева, к которым он отнесся довольно внимательно. И все же дополнительные источники привлекались игуменом Анатолием (Смирновым) в работе выборочно и не систематично. Но отец Анатолий не имел ни подходящего образования, ни соответствующих возможностей для написания полновесного научного труда, в котором была бы отражена максимальная полнота сведений в соответствии с требованиями и воз- можностями исторической науки того времени. Тем не менее, невозможно согласиться с мнением А.В. Яганова, что игумен Анатолий составлял свой список игуменов, основываясь на поверхностном изучении документов и перечне П.М. Строева 79 . Для книги игумена Анатолия (Смирнова) характерна также некоторая литературность в изложении и подаче исторического материала. В частно- сти, сведения о прп. Антонии Краснохолмском, основателе монастыря, 79 Яганов А.В. Об источниках датировки памятников «Бежецкого Верху Николы чудо- творца Онтонова монастыря». С. 66, сн. 107.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1