Записки тверских краеведов. № 6

на звание домашней учительницы (1 - 2 предмета - «отлично») или домашней наставницы (2- 3 предмета - «отлично»). Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзаменов. Обучение в МЖГ б^іло плат- ным (40 руб. в 1898-1904 гг. в год, да за уроки латинского языка и за танцы по 5 руб.). Плата за обучение в 1913 году была 60 руб. в год и 5 руб. за изучение латинского языка. Количество педагогического персонала, включая классных надзиратель- ниц, не превышало 36-40 человек. Большинство учителей и учительниц гим- назии имели высшее образование (мужчины - университет, духовные академии; женщины - высшие женские курсы или специальные институты). Классные надзирательницы (классные дамы) б^іли главным образом из окон- чивших 7 - 8 классов женской гимназии. Оклады педагогического персонала зависели от количества уроков, стажа работыи образования. Например, штат- ный учитель русского языка и педагогики А. Г. Платонов (окончил Москов- скую духовную академию) имел в 1912 году годовой оклад за 28 часов 1800 руб. золотом (150 руб. в месяц); штатная учительница математики А. М. Ше- лоумова (окончила Высшие женские курсы) - 1860 руб. годовых за 30 уроков; штатная учительница русского языка Наталья Яковлевна Морошкина (окон- чила Тверскую Мариинскую женскую гимназию, домашняя наставница) за 28 уроков имела оклад 1092 руб. (91 руб. в месяц). Оклады б^іли меньше, чем в мужской гимназии. Главнейшими источниками денежных средств для покрытия расходов на содержание учебного заведения и оплату педагогического персонала МЖГ являлись плата за обучение, поступление отчислений от городского общества (купцы и мещане, городская Дума). Также к источникам можно отнести проценты с неприкосновенного капитала от пожертвований: городской голова А. Ф. Головинский в^іделил 6 000 руб. (ежегодно по 1000 руб., 2 стипендии), Ф. Н. Глинка - 1000 руб. (в 5% билетах), губернатор Сомов -1950 руб., Варвара Алексеевна Морозова по 760 руб. ежегодно с 1890 года и другие. Пособие от казначейства были очень небольшие, в 1916 году они не превышали 9,1% бюджета, в то время как сбор платы за обучение (по мере увеличения количества учащихся) доходил до 73,9% бюджета. Содержание учебного заведения лежало на нём самом и на местном городском обществе. Гимназия имела только самые необходимые учебные пособия. Достаточно сказать, что на учебные пособия, библиотеку (фундаментальную и ученическую), кабинеты иногда расходовали только 2,1 - 5% бюджета (1904 г.). В первые год^і существования гимназии количество учениц не прев^ішало 100 -180 человек, и помещение бывшей мужской гимназии б^іло достаточно удобным для проведения классных занятий. Однако к 1877 году число учащихся возросло до 323, и здание в санитарном отношении б^іло ниже всякой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1