Записки тверских краеведов. № 6

мнений. Матвей Иванович следит за ходом подготовки реформы и сочув- ственно относится к проекту Унковского по крестьянскому вопросу. Временами он продолжительно болеет и не выходит из дома, и тогда книги из библиотеки ему приносит племянник о. Платона. Вероятно, он продолжал ходить в Жёлтиков монастырь, но до 1861 г. упоминаний об этом в его пись- мах нет. В сентябре 1861 г. он отправился в монастырь один. В пути подвернулся попутчик. Вот как Матвей Иванович описывает их разговор: «Только что вы- шел из города, попался попутчик, крестьянин из деревни версты за две от монастыря. Всю дорогу мы говорили. < . > Разговор коснулся 1812 года. Ему б ^і ло 9 лет, он очень хорошо помнит события 1812 г. < . > Рассказывал, как они выкопали яму в поперечнике в три аршина, и как французы неохотно давали себя спускать в неё, те же французы, которых живыми зарывали, б ^і ли нами обогреты и одеты, когда началось их бедственное отступление» [1]. Здесь необходимо дать небольшой комментарий. Известно, что отсту- пая, Наполеон растерял свою армию. Пленных французов необходимо б ^і ло содержать. Их отправляли почти во все губернии и каким-то образом распре- деляли. Может б ^і ть, доставленные в Тверскую губернию пленные поступали в распоряжение местных помещиков как дармовая рабочая сила, но сколь глубока была ненависть простого русского мужика к иноземцам, вторжение которых в Россию привело к физическим и материальным потерям, что они поспешили расправиться с ними не на поле брани, а в т ^і лу! Прошло ещё полтора года. У Муравьёва-Апостола возникла необходи- мость переделать духовное завещание, и в апреле 1863 г. с новым его текстом он ходил в Жёлтиков монастырь, где о. Платон вторично засвидетельствовал его своей подписью. Не исключено, что Матвей Иванович задержался в мо- настыре на несколько дней, чтобы по традиции провести время в уединении и размышлении. Через год, также в апреле, он отправился в Жёлтиков монастырь и полу- чил разрешение у о. Платона пробыть в обители четыре дня. Но через два дня к нему пришёл монах с извинениями от настоятеля, что тот не может его принять. С архимандритом случился апоплексический удар (так назывался в то время инсульт), состояние его здоровья б ^і ло плохое, память угасала. Вероятно, о. Платон давно болел, и было от чего болеть. В последние годы его жизни взаимоотношения с митрополитом Филаретом ухудшились. Путешествующий по волжским городам писатель-публицист М. И. Семев- ский, побывав в Жёлтиковом монастыре и услышав от о. Платона легенду о предназначении таинственных палат, опубликовал в 1860 г. в журнале «Рус- ский вестник» этот рассказ. Митрополит Филарет, «не любивший Платона, прочитал его и написал в Синод, и возникло целое и неприятное для архи- мандрита дело».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1