Записки тверских краеведов. № 6

войн ^і с высокой патетикой, В. К. Камянский помогает постичь духовную стой- кость русского человека, ценой неимоверных усилий и безвозвратных потерь спасшего от гитлеровского фашизма и наше настоящее, и наше будущее: «Переправы не б ^і ло! Из водоворота у реки вырывались потоки людей и машин и устремля- лись прочь, на бугры - под огонь танков. Машины вспыхивали. Мёртвые оставались. Живые текли вниз, к Рессете. Кто заб ^і л это? Сто вариантов собственной смерти увидел тут каждый. А кого и когда устраивал хоть один? Можно ли заб ^і ть, как воздух кричит от горячего свин- ца и в лицо тебе брызнула кровь из головы стоящего рядом (в тесноте ему некуда падать!), а ты ждёшь, что вот сейчас и твоя кровь также брызнет^ Нет, Рессету солдаты 290-й помнят!» [5, с. 175]. Особенно доверительным, лирически углублённым психологизмом вы- деляется повесть «Опалённая ветка», написанная от лица бывшей студентки, а ныне санинструктора Майи Тверецкой, натуры тонко чувствующей, доб- рой и впечатлительной. Каждой её страницей писатель утверждает истинную любовь, которая преодолевает смерть, кровь и грязь войны. Русскую историю В. К. Камянский воплощал сразу в нескольких жан- рах: в рассказах «День Ивана Грозного» (впоследствии «День государя»; 1947), «У стен Кремля» (1948), в повести «Половецкое поле» (1961), в драме «Прощанье славянки» (1975), в хронике «Цветок Руси» (1993). В фокусе его пристального осмысления находятся судьбоносные повороты историческо- го пути Руси - поход князя Игоря на половцев, Смута начала XVII века, правление царя Ивана Грозного. Таким образом, В. К. Камянского можно считать основоположником тверской художественной исторической прозы второй половины ХХ в. Писатель отдаёт предпочтение небольшим прозаическим жанрам - рас- сказу и повести, которые, на первый взгляд, не позволяют вместить в свои относительно короткие границы масштаб и величие исследуемых эпох, по значимости своей требующих большего эпического размаха. Это противоре- чие В. К. Камянский преодолевает с помощью двух характерных приёмов: сужает хронологию повествования до одного дня и прибегает к панорамно- му изображению действительности. Таким образом, объединяя разноплановые события и места действия единым замыслом и сквозной сю- жетной линией, он добивается своеобразного сгущения исторического времени и изображает не вертикальный, а горизонтальный срез истории. Так, в рассказе «День Ивана Грозного» описывается всего один день из жизни царя. Но в поступках и мыслях Грозного в тот день, словно в капле воды, отразилась узловая проблема тогдашней Руси - борьба самодержца с боярами, не желающими усиления централизованной власти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1