Записки тверских краеведов. № 6

значительно раздвинул горизонты своего художественного зрения. В хрони- ке предстаёт не единичное событие или отдельная личность, а воссоздаётся целая историческая эпоха - эпоха возвышения Твери как растущего, трудо- вого и торгового города (недаром основное действие происходит в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы), больше того - как объединительного центра русского сопротивления монголо-татарскому игу. Автор явно поэтизирует древнюю Тверь, «знатный град на трёх реках» «Твердь», «град избранный» ([7, с. 35], но его поэтизация не тождественна идеализации. XIV век - это время и соперничества с Новгородом, и вражды с Москвой, и нелёгких отношений с коварной Ордой. Панорамность действия хроники значительно усилена и подчинением общему сюжету эпизодов, соот- носимых с более ранним временем, и густой «заселённостью» как главными, так и лишь на мгновение появляющимися персонажами, и широким воспроиз- ведением древнерусской предметно-бытовой среды. Всё это придаёт «Цветку Руси» черты романа. Принимая во внимание спрессованность и ёмкость со- держания исторической прозы В. К. Камянского, вполне допустимо назвать его повесть сжатым романом, а рассказ - сжатой повестью. В этом феномене кроется одна из основн ^і х черт творческой индивидуальности писателя. Всего через два года после описываемых в хронике событий в Твери вспыхнет восстание против ханского посла Чолхана (на Руси его прозвали Щелкан). Оно будет стоить Тверскому княжеству страшного разорения, руку к которому приложат и московские князья. Но именно в Твери Русь впервые поднялась с колен и открыто заявила о стремлении к независимости. В. К. Камянский показал истоки героизма, свободолюбия, моральной крепости тве- ричей, дерзнувших в одиночестве выступить против иноземных поработителей. На крутом вираже истории Твери не суждено было стать стольным градом Руси, хотя все предпосылки, в первую очередь, географи- ческое положение (на трёх реках), казалось, не оставляли иного выбора. Однако Тверь в ^і полнила иное историческое предназначение: она пожертво- вала собой во имя грядущей победы над Золотой Ордой. Антиордынское восстание 1327 г. стало первым предвестником Куликова поля - в этом зало- жен жизнеутверждающий, оптимистический пафос хроники. Своеобразие Камянского-прозаика состоит и в искусстве владения не- сметным языковым богатством, скрупулёзной работе со словом, благодаря чему далёкая действительность предстаёт у него в красочном многоцветье и звонком многоголосье. Писатель успешно справился с проблемой воспроиз- ведения исторического колорита. А. Д. Дементьев, анализируя особенности повести «Половецкое поле», писал, что В. К. Камянский «утверждает себя мастером яркой детали, показывающей характер и быт описываемых эпох» [1]. Живописный, сочный, «густой» язык его исторических произведений мощью звучания напоминает мерные переливы торжественного колокола:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1