Записки тверских краеведов. № 6

обращало внимание на то, какие убеждения образуются у питомцев. Задать урок, спросить его и поставить единицу за плохой ответ наставники считали священной своей обязанностью, но и только. Правда, б ^і ли и светлые личнос- ти между ними, но их влияние парализовалось действиями других» [4, с. 2]. Стипендия в семинарии была весьма мала и не давала «воспитаннику даже возможности обладать праздничным платьем, обстановка же семинарских об- щежитий вряд ли превосходит обстановку деревенских домов» [4, с. 5]. Однако воспитанник учительской семинарии за годы учёбы посещал свыше двухсот уроков и самостоятельно давал около сорока уроков [4, с. 6]. Ланков отмечал, что «в смысле подготовки к учительской деятельности окончившие семина- рию, без сомнения, превосходят всех других, так как практические занятия поставлены в ней сравнительно хорошо» [5, с. 62]. После окончания семинарии в 1903 г. началась многолетняя педагоги- ческая деятельность А. В. Ланкова. Он получил назначение учителем начального училища в село Марьино Новоторжского уезда, а после пяти ме- сяцев работы б ^і л переведён в двухклассное училище села Кимры Корчевского уезда Тверской губернии, где преподавал до весны 1907 г. В эти годы Ланков занимался не только обучением детей. Он начал ак- тивнуюлитературную деятельность. Его первая публикация - статья «Первые мысли на учительском поприще» - напечатана в 1905 г. в педагогическом журнале «Русский начальный учитель», который издавал в Санкт-Петербур- ге директор народных училищ Петербургской губернии, автор учебника арифметики для младших классов гимназий и руководств к преподаванию арифметики Василий Алексеевич Латышев [6, с. 95]. А. В. Ланков в статьях обсуждал проблемы общей педагогики, положение сельских учителей, обус- тройство интернатов при школах [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]. В нескольких статьях на основе статистических сведений Тверского губернского земства дан об- стоятельный анализ состояния народного образования в Тверской губернии [14, 15, 16]. Ряд актуальных и сегодня мыслей были изложены А. В. Ланковым в ста- тье «К вопросу об индивидуальности детей (из наблюдений учителя)» (1908) [17]. Он отмечал, что «школа должна упорно бороться с верхоглядством и узостью мысли. А между тем она поощряет и то и другое И это особен- но заметно на уроках арифметики < _ > Скучно, мучительно проходят уроки < ^ > Задачи, правила, задачи. Бассейны, уцелевшие лишь в символической литературе, путешествен- ники, проезжающие в час определённое количество вёрст, поезда, конкурирующие в скорости с пешеходами - всё это нестройной, длинной вереницей проходит на уроках арифметики. А без этого нельзя. В этот тупик ведут экзаменационные требования» [17, с. 215-216].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1