Записки тверских краеведов. № 6

в педагогическом техникуме (1922-1924), потом на рабфаке и в педагогичес- ком институте (1928-1929), был председателем предметной комиссии на рабфаке и в вечернем университете [18]. Следует отметить активную общественную деятельность Ланкова в этот период. Он б ^і л в 1922-1923 гг. секретарем президиума губернского правле- ния союза работников просвещения, а в 1925-1926 гг. - депутатом Тверского горсовета [1, с. 83; 2, с. 123]. В тверской период жизни Ланков особенно интенсивно занимался рабо- той по написанию учебников и учебных пособий. В 1918 г. в Одессе в ^і шло его учебное пособие «Начала алгебры. Собрание алгебраических примеров и за- дач для высших начальных училищ». Учебное пособие «Устный счёт. Очерки по теории и практике устных вычислений» опубликовано в 1922 г. в Москве издательством «Работник просвещения». Цель пособия - популяризация уст- ных вычислений. В предисловии автор отмечает, что на вопрос «умеем ли мы считать?» наша продолжительная практика по работе с учителями даёт отри- цательный ответ. Сами учителя мало знакомы с устным счётом и в школе применяют его, как исключение < ^ > Школа не даёт своим питомцам нав ^і ков устно вычислять» [19, с. 3]. Автор ставит перед собой задачу популяризации устных в ^і числений. Под предисловием к первому изданию стоит дата 9 июля 1922 г. Второе, переработанное и дополненное автором, издание вышло в 1924 г. в виде задачника для учителей. Оно содержит много различных упражнений для устных вычислений. Под предисловием к нему написано: «Тверь, 9 октяб- ря 1923 г.». Задачей второго издания Ланков считал «оказание реальной помощи учителю подбором примеров и задач» [19, с. 5]. Он отмечал, что «трудно лишь начало. Непродолжительная, но систематическая практика в устн ^і х в ^і числе- ниях даст учителю весьма интересный материал для занятий» [19, с. 5]. В пособии подробно рассматривается методика различн ^і хприёмов устного счёта, которые Ланков делит на «основные (приводятся во всех методиках арифме- тики) и неосновные (быстрее и вернее приводят к искомому результату, но требуют проявления инициативы и изобретательности)» [19, с. 46-47]. Глав- ное внимание в пособии уделено неосновным способам устных вычислений. Автор рекомендует проводить устные в ^і числения постоянно, «принять за пра- вило отводить им 5-10 минут на каждом уроке, < ^ > хорошо усвоить технику устных вычислений» [19, с. 44], привлекать школьников к составлению задач. Ланков считает, что «на каждом уроке нужно затрагивать в «беглом» счёте не- большое число новых упражнений; еще лучше перед началом счета повторить вводимые приёмы, подробно разобрав их решения» [19, с. 63]. На первых по- рах необходимо сосредоточить внимание на получении верных ответов и применении наиболее подходящих к данному случаю способах вычислений, а уже затем - на времени нахождения ответа. В работе обращается внимание на развивающее влияние устного счёта. Автор отмечает, что «класс при занятиях

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1