Записки тверских краеведов. № 6

матики, основные принципы построения предмета и методы его преподава- ния, в том числе игровые. Подробно разбираются содержание и методы рабо- ты с учащимися на каждом году обучения. Отдельная глава книги посвящена устным вычислениям. А. В. Ланков предлагает использовать в обучении экс- курсии, задачи с практическим содержанием, обращает внимание на значение исторического материала, котор ^і й оживит уроки, повысит заинтересованность учащихся и поможет их математическому развитию. В главе «Библиотека учи- теля по вопросам преподавания математики» предлагаются перечни книг «об- щеметодического и научного характера», по истории математики, учебно-задачная литература, математические хрестоматии и развлечения, из- дания программного характера с краткими рецензиями автора. Завершает книгу «страничка из истории математики», освещающая происхождение систем счис- ления, цифр и нумерации, дробей и действий с числами, календаря, мер и кон- струкции счётн ^і х приборов. А. В. Ланков учит ^і вал, что построение обучения математике на основе лабораторного метода, эвристическая форма изложения материала, приводит к переоткрытию математических закономерностей сами- ми детьми, что обязывает учителя знать историю математики и на её основе строить методику. Книга получила множество положительных рецензий. «"Очерки" являют- ся прекрасным «путеводителем» по вопросам математики^ < _ > Другое достоинство - в конкретности, с которою автором разрешаются поставленные им задачи: введение в курс школы I ступени определённого курса геометрии и практического землемерия, в ^і деление сезонных математических работ и тол- ковое разъяснение самих задач и упражнений из этой области, с которыми преподаватели в большинстве случаев не знакомы сами» («Просвещение на транспорте», № 6 (11)) [20, с. 119]. «Всё руководство построено так, чтобы пре- подавание арифметики приближало школу к жизни и давало больше полезных для повседневной жизни сведений» («Наш труд». - 1924. - № 3) [20, с. 118]. В 1923 г. в советской школе начал вводиться комплексный метод препо- давания. А. В. Ланков, используя свой богат ^і й оп ^і т работы в начальной школе (школе I ступени), активно приступил к созданию школьных учебников и пособий для учителей. В книге «Математика на службе труда» автор связы- вает математические навыки с системой комплексов, даёт рекомендации по математическому использованию краеведческого материала [22]. Учителей необходимо б ^і ло снабдить соответствующими новым установкам пособия- ми. Одно из них - «Математика и комплекс» (1926) - написано как методи- ческое пособие для школы I ступени, в котором представлен опыт планирования и проработки математического материала на каждом из четы- рёх лет обучения. В дальнейшем А. В. Ланков совместно с А. С. Мошковой выпустил не- сколькими изданиями для каждого года обучения серию практических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1