Записки тверских краеведов. № 6

Немецкие планеристы Планеры очень похожи на самолёты, но не имеют моторов и самостоя- тельно подняться в воздух не могут. Немцы опередили всех и первыми применили их в боевых операциях. 10 мая 1940 г. они с помощью планеров DFS-230 впервые в мире осуществили операцию воздушно-десантн ^і х войск, захватив бельгийский форт Эбен-Имаэль. А через десять дней германские планеристы участвовали в захвате стратегически важного острова Крит. Планеристы Люфтваффе летали и над Калининской областью. В начале октября 1941 г. 22-я и 2-я (запасная) эскадрильи планеров Мессершмитт-321 (Ме.321 «Гигант») влились во 2-й воздушный флот. Они снабжали передо- вые танковые колонны, перевозя боеприпасы и топливо. Так что «Гиганты» наверняка обеспечивали топливом и 3-ю танковую группу Гота, в октябре 1941 г. рвавшуюся к Калинину. Удачн ^і й планер Gota-242 немцы впервые широко использовали при снаб- жении 100-тысячной группировки немецких войск, окружённых в районе города Холм Калининской области. Ежедневно в немецкий гарнизон достав- лялось воздухом до 200 тонн грузов [1]. Планеристы Красной Армии Калининской области, несомненно, принадлежит ряд приоритетов в ис- пользовании и советских планеров, т.к. высадка союзников на Сицилию и вторжение их в Нормандию (операция «Оверлорд») состоялись гораздо по- зднее. Союзники ещё раскачивались, а планерные полки ВДВ Красной Армии уже проходили боевое крещение. ...Осенью 1941 г. в Саратовской области формировались воздушно-де- сантные корпуса и их собственные авиачасти. На аэродром Энгельс из Краснодара прибыли 43 самолёта-разведчика Р-6 (АНТ-7). Туда же перебра- лись бомбардировщики: из Полтавы - ДБ-3 (Ил-4), из Харькова - ТБ-3. Кр ^і латые машины послужили основой авиации ВДВ КА. В феврале 1942 г. все разведчики Р-6 перебазировались на аэродром Стры- гино Горьковской области, где уже находились планеристы из Саратовской планерной школ ^і . Кажд ^і й планерист знал, что после посадки за линией фрон- та его летательный аппарат будет уничтожен, поэтому политруки и особисты подвергали планеристов тщательному отбору. В начале марта в Стрыгино доставили планеры «Грибовский-29» (Г-11) и «Рот-фронт-8» (А-7). Так появился Отдельный учебный авиационно-пла- нерный полк. В тверской прессе утверждалось, что он, базируясь на аэродроме Старая Торопа под Торопцом, снабжал антифризом танковые части в ходе Сталинградской битвы. Но это добросовестное заблуждение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1