Записки тверских краеведов. № 6

ны в Бердскую авиашколу первоначального обучения. Материальную часть планеров списали как пришедшую в негодность, а самолёты По-2 передали в другие полки, входящие в состав 19-й гвардейской авиадивизии. Всё выше, выше и выше... Наши пилоты летали преимущественно на планерах А-7 и Г-11, а также КЦ-20. А-7 сконструировал один из основателей советского планеризма, впос- ледствии крупный авиаконструктор Олег Константинович Антонов. В годы войны их было выпущено не менее 400. В октябре 1941 г. группа Антонова эвакуировалась из Каунаса в Западную Сибирь. В Тюмени в годы войны б ^і ли выпущены сотни таких планеров. К слову, осенью 1945 г. Олег Антонов по- лучил предложение возглавить филиал конструкторского бюро Яковлева при новосибирском авиазаводе имени Чкалова. Полезная нагрузка А-7 составля- ла около тонны. Планеры участвовали не только в доставке антифриза под Сталинград, но и в высадке десантов под Ржевом и Вязьмой. Планер Г-11 (Гр-11, Г-29) Вячеслава Константиновича Грибовского пред- назначался для перевозки 11 человек. Кабина пилота не отделялась от салона для бойцов. По каждому борту б ^і ли укреплены скамейки, которые при пере- возке груза склад ^і вались. Планер мог взлетать с колёсного шасси, а садиться на лыжу, что резко сокращало пробег при посадке. Особенно активно плане- ры использовались для снабжения партизан в 1943-1944 гг. Планер КЦ-20 создали конструкторы Дмитрий Николаевич Колесников и Павел Владимирович Цыбин. Цыбин, кстати, в 1950-е гг. активно работал над созданием кр ^і латых ракет на заводе № 256 в пос. Иванькове Кимрского района. Он вспоминал: «Наш КЦ-20 поднимал двадцать бойцов или 2,2 тон- ны! Всю войну они неплохо работали. Накануне наступления под Сталинградом сильные морозы потребовали срочной переброски большого количества антифриза для танков. Это сделали тяжёлые планеры. На Кали- нинском фронте на планерах за линию фронта перебрасывались подразделения саперов-подрывников: более всего потрудились планеры, по- могая партизанским отрядам. Иногда до пятнадцати тяжёл ^і х планеров сразу отправлялись ночью за линию фронта на партизанские аэродромы. Обратно не возвращались - партизаны их сжигали» [2]. Для немецкой авиации и наземных частей эти операции б ^і ли совершен- но неожиданными, и противник не сумел сколько-нибудь эффективно помешать нашим планеристам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1