Записки тверских краеведов. № 6

бельё и нечего её полоскать где ни попадя (публично или кулуарно), а тем более на неё покушаться, была создана система особых судебных органов - революционн ^і х трибуналов. Во-вторых, инициаторы обращения к руководству епархии не просто хо- тели перейти из одного прихода в другой; они хотели создать новый приход на базе существующего храма. Но какого! Здесь самое время представить уча- стников событий в естественной последовательности их появления на сцене. Итак, крестьяне четырёх деревень Белекушальской волости Тверского уезда Тверской губернии, прилежащих к имению рода Гурко сельцу Сахаро- во, а именно: Андреевское, Аркатово, Горютино и Сапково, обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Серафиму с прошением о создании прихода на базе домовой церкви Иосифа Волоцкого, размещённой в восточ- ном кр ^і ле павильона на территории усадьбы. Там же, в склепе под полом церкви было захоронение праха фельдмаршала Иосифа Владимировича Гур- ко, его жены и младшего из сыновей. В другом крыле павильона размещался музей его регалий. Ко времени событий, о которых идёт речь, имение было национализиро- вано и передано со всеми приусадебными постройками хозяйственного назначения в ведение исполкома уездного Совета крестьянских депутатов. Тогда как прочие сооружения, включая церковь-усыпальницу, остались фор- мально за прежним владельцем, которым на момент описываемых событий был старший сын фельдмаршала Владимир Иосифович Гурко. Формально потому, что, хотя интересы прежнего владельца представляли в имении приказчик и экономка, фактический контроль над всем недвижимым имуще- ством взял на себя исполком, решением которого церковь-усыпальница б ^і ла закрыта и опечатана, а ключи от неё изъяты. Члены епархиального совета, избранного на епархиальном съезде после Февральской революции 1917 г. и явочным порядком подменившего собой духовную консисторию, приняли сторону прихожан. Однако владыка Сера- фим усомнился в справедливости такого решения и запросил мнение б ^і вшего владельца имения по поводу пожелания крестьян названных деревень. Вла- димир Иосифович ответил архиепископу письмом от 15 марта по старому стилю (28-го по новому) 1918 г. Здесь уместно отметить, что оба корреспон- дента в силу разного рода причин проживали тогда в Москве. Архиепископ Серафим находился в жёсткой конфронтации с новыми губернскими властя- ми и, как член проходившего тогда Собора РПЦ, проживал безвыездно в Москве, общаясь с паствой по переписке. А бывшего владельца Сахарова, уездного предводителя дворянства и члена Государственного Совета Влади- мираИосифовича Гурко, привела в новую старую столицу его неуёмная натура (но об этом позже).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1